Словарь по христианству Б «БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ» – икона из Успенского собора Московского Кремля (в настоящее время в Третьяковской галерее), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено Валентиной Ивановной Антоновой (1907–1993 гг.) по описи Успенского собора XVII в. Икона (144х396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что её создание связано со взятием Казани в 1552 г. На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображённому в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с тремя выступами и осенённого как бы высеченным из камня шатром. Град окружён многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые архангелом Михаилом, который также изображён в круге, движутся тремя параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позёма в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду – фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окружённого пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчёркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, которые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображённый в тёмном сине-зелёном круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют. Настоящее название иконы – это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника пятого гласа. Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во многих тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов. Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвящённые всем святым (и в первую очередь, мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в других текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града. Атрибуты мученического чина (крест и венец) постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха есть слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Как полагают исследователи, на иконе с крестом изображён император Константин, которому перед битвой с императором Максенцием, положившей основание христианской империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска церкви св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), конец XV в., с изображением императора Константина и св. воинов на конях, следующих за архангелом Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоёма с изливающимся из него потоком.

 



 
PR-CY.ru