Словарь по христианству Б БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, ставропигиальный, находился в селе Бизюкове Дорогобужского уезда Смоленской губернии, на правом берегу Днепра. Основан в первой половине XVII в. сыновьями боярина Михаила Глебовича Салтыкова-Морозова Феодором, Петром, Павлом и Иоанном при приходской Крестовоздвиженской церкви в Бизюкове, пожалованном боярам Салтыковым польским королём Сигизмундом III (1587–1632 гг.). Впоследствии Ф.М. Салтыков принял в Бизюковом монастыре постриг с именем Сергий, был рукоположён в иеромонаха, был строителем обители. В 1640 гг. многие иноки покинули Бизюков монастырь, спасаясь от преследований униатов и католиков. Сохранилась жалоба (1650 г.) некого старца Бизюкова монастыря на Смоленского униатского епископа Франтишека Исайковского, который «хочет монастырь их разорить». Посетивший Дорогобуж в 1653 г. подьячий Разрядного приказа Д. Мордасов писал в отчёте, что в храмах Дорогобужского уезда униатский епископ Андрей Золотой-Квашнин меняет «московские» антиминсы на «киевские», и лишь в Бизюковом монастыре «ему не далися такие пакости учинить и в церков ево, что пса, не пустили... бизюковский старец Сергеи Салтыков сказал ему, что тот монастырь уфундован на ево родительских гробех». До 1654 г. Бизюков монастырь являлся ставропигией Константинопольского патриарха, но фактически монастырём управлял Киевский митрополит. После взятия Смоленска русскими войсками (1654 г.) Бизюков монастырь перешёл в ведение Патриарха Московского и всея Руси. Грамотой от 22 ноября 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел иеромонаху Сергию (Салтыкову) «ведать» Бизюковым монастырём «со всякими монастырскими угодьи», а также построить Успенский храм. Около 1662 (1657) г. иеромонах Сергий и постриженик Бизюкова монастыря инок Ефрем (Потёмкин) уклонились в старообрядчество и основали на реке Керженец скит Смольяны. Иеромонах Сергий пользовался таким авторитетом среди духовенства, что протопоп Аввакум указывал на него царю в своей челобитной как на достойного занять архиерейскую кафедру. В 1665 г. Сергий и Ефрем были схвачены и после принесения покаяния на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг. Сергий вернулся в Бизюков монастырь, а Ефрем был отправлен в Новоспасский московский монастырь. В 1687 г. произошёл конфликт, положивший начало многолетним тяжбам между Смоленскими архиереями и настоятелями Бизюкова монастыря по поводу статуса обители: митрополит Симеон (Милюков) перевёл игумена Варфоломея из Бизюкова монастыря в архиерейский дом, назначив на его место игумена Дионисия. Игумен Варфоломей подал в Монастырский приказ челобитную с просьбой защитить Бизюков монастырь от «утеснений» Смоленского архиерея, который требовал от настоятеля, среди прочего, передачи в митрополичью казну доходов обители от треб, вотчин и др. Игумен также обратился к отцу царицы Прасковьи Фёдоровны московскому боярину Фёдору Петровичу Салтыкову с просьбой исходатайствовать для монастыря у Московского патриарха Иоакима статус ставропигии. 29 октября 1689 г. патриарх утвердил ставропигию грамотой, предписавшей настоятелей и иеромонахов как Бизюкова монастыря, так и приписанных к нему обителей и храмов поставлять в Москве, все монастырские дела рассматривать в Патриаршем приказе, доходы от монастырских вотчин отчислять в Москву, «а Симеону, митрополиту Смоленскому, ничего из того монастыря не иметь». 30 ноября того же года настоятелем был назначен прежний игумен Варфоломей.

 



 
PR-CY.ru