Словарь по христианству Б БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась на берегу реки Снежеть в урочище Белые Берега Брянского уезда Орловской губернии. Поводом для основания послужил указ Петра I 1706 г. об укреплении крепости Брянск в ходе Северной войны. В результате были снесены несколько городских зданий, а часть братии брянского Белопесоцкого монастыря переведены в брянский во имя апостолов Петра и Павла монастырь, к которому их обитель была приписана ещё при патриархе Иоакиме. Другие насельники Белопесоцкой обители отделились и основали на берегу реки Снежеть в урочище Белые Берега скит, первоначально называвшийся Песоцким. После постройки деревянной часовни братия стала служить вечерню, утреню, часы, монашеское правило, причащались же в Петропавловском монастыре. В 1712 г. белобережские иноки во главе с иеромонахом Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили. В 1717 г. настоятель брянского Петропавловского монастыря архимандрит Питирим поручил управление Белобережским скитом опытному старцу монаху Серапиону, ранее подвизавшемуся в брянских лесах. Монах Серапион ввёл в Белобережской пустыни строгий устав, запретил братии употреблять мёд, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжёлой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пёк на всех хлеб. В феврале 1721 г. архимандрит Питирим исходатайствовал указ Синодального казённого приказа о строительстве в скиту деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая была возведена в 1722 г. Строительство храма в Белобережской пустыни явилось поводом для белобережских иноков обособиться от Петропавловского монастыря, старец Серапион подал прошение в Синод о предоставлении пустыни самостоятельности, что стало полной неожиданностью для архимандрита Питирима. Одновременно строитель соседней Полпиной пустыни, насельником которой некогда был монах Серапион, наблюдая в 6 км от своего монастыря возрастание новой обители, стал добиваться её закрытия. Старец Серапион был оклеветан, отстранён от настоятельства и отправлен в Андроников монастырь в Москву. Белобережская пустынь в 1724 г. была приписана к Петропавловскому монастырю. В деле белобережской братии принял участие настоятель Андроникова монастыря архимандрит Герасим. Разобравшись в возводимых на старца Серапиона жалобах, он сообщил 15 июня 1726 г. Духовной декастерии о его невиновности. Монах Серапион был оправдан и направлен в Одрин монастырь Орловской губернии, а бывшие вкладчики Белобережской пустыни подали прошение о её восстановлении. Указом императрицы Екатерины I от 6 февраля 1727 г. Белобережская пустынь была восстановлена, 9 февраля монах Серапион был утверждён в звании строителя, а Петропавловскому монастырю было предписано возвратить пустыни её иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлёк пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Белобережской пустыни пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т.Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского уезда.

 



 
PR-CY.ru