БАРНОВСКИ

БАРНОВСКИ – церковь Успения Божией Матери первой трети XVII в. в городе Яссы (Румыния), названная по имени ктитора монастыря молдавского господаря Мирона Барновского (1626–1629, 1633 гг.). По свидетельству летописца Мирона Костина, не было прежде правителя, который за короткое время возвёл бы столько храмов. Фома Кантакузино, бывший постельничий, рассказывал о том, что «по ночам много раз видел его усердно молящимся коленопреклонённым перед иконами». Мирон Барновский подарил храму и складывавшемуся вокруг него монастырю село Топорэуци и посвятил монастырь «святой и великой церкви города Иерусалима», где «начало, и глава, и крепость веры нашей». В июле 1629 г. господарь был вынужден покинуть страну, и завершить строительство, начатое 9 мая 1627 г., было поручено постельничему Янку Костину и Матею Гаврилашу (впоследствии великий логофет). Средства на это предполагалось получить от продажи недвижимости, имевшейся у Мирона Барновского в Польше. Диакон Павел Алеппский, посетивший ясский монастырь в 1653 г., оставил его подробное описание и утверждал, что останки Мирона Барновского были перевезены в церковь его имени в правление господаря Василия Лупу (1634–1653 гг.). В середине XVII в. храм был покрыт двускатной кровлей, имел две главы, увенчанные большими позолоченными крестами. В наос открывались полуциркульные апсиды; в пронаосе находились хоры для женщин. Аркада с колоннами, отделявшая наос от пронаоса, что было характерно для памятников первой половины XVII в., была сломана, когда монастырь стал резиденцией православных восточных патриархов, в храме проходили торжественные службы, собиравшие много паломников. По описанию диакона Павла Алеппского, существовал закрытый притвор с главой, в XVIII в. к нему пристроили ещё и открытый притвор с четырьмя круглыми колоннами. В храме был большой иконостас, украшенный богатым орнаментом в виде виноградных гроздей и лоз, унизанных позолоченными и окрашенными зелёной краской листьями. Киворий над св. престолом во многом повторял киворий в церкви монастыря Галата. По преданию, когда турки казнили в Константинополе господаря Мирона Барновского, через его храмовый портрет, где он изображён на белом коне, прошла глубокая трещина. Фасады храма, имеющего прямоугольный план, декорированы двумя рядами удлинённых вертикальных ниш, один ряд проходит над окнами, второй – под ними. 12-гранный барабан главы, расположенной над наосом, отличается значительным диаметром и не имеет базы. Рядом с храмом возвышается мощная двухъярусная башня-колокольня, сложенная из массивных каменных блоков, сохранились настоятельские покои, перестроенные во второй половине XVIII в.

 
PR-CY.ru