«БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» - Страница 8

По истории западных церквей писали архиепископ Михаил (Мудьюгин; «Реформация XVI в. как церковно-историческое явление»), протоиерей Л. Воронов («Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки»), протоиерей Андрей Сергиенко («Очерки из истории старокатолического движения»). Большая часть статей по церковной археологии касается исследований на Святой земле: таковы работы архимандрита Антонина (Капустина) «Древняя христианская могила в Палестине», архимандрита Августина (Никитина) «Русская библейская археология в Палестине», диакона Александра Мусина «Археология древнерусского паломничества в Святую Землю в XII–XV веках». Вопросы церковной археологии рассмотрены также в статьях митрополита Антония (Мельникова) «О христианстве в Помпеях и Геркулануме», архимандрита Макария (Веретенникова) «Берестяные грамоты как источник русской церковной истории», протоиерея Владимира Мошина «Новгородские листки – остаток кодекса царя Самуила и их экфонетическая нотация» и архимандрита Августина (Никитина) «Русский археологический институт в Константинополе». Ряд статей посвящён жизни и деятельности выдающихся церковных археографов: епископа Порфирия (Успенского), архимандрита Антонина (Капустина), Никодима Павловича Кондакова. Агиография в «Богословских трудах» представлена публикациями таких житийных памятников, как «Волоколамский патерик», «Житие и жизнь Преподобного отца нашего игумена Сергиа» Епифания Премудрого, Житие эфиопского святого Яфкерана Эзгиэ. Статьи В.А. Никитина «Русское благочестие и святость» и протоиерея Александра Державина о Четиих-Минеях Димитрия Ростовского являются общими исследованиями по русской агиографии. В связи с 1100-летием преставления равноапостольного Мефодия помещена ранее не издававшаяся работа Евгения Евстигнеевича Голубинского «Святые Константин и Мефодий – апостолы славянские (Опыт полного их жизнеописания)». Истории почитания виленских мучеников посвящена статья Огицкого, А.И. Ивановым представлен цикл статей о Максиме Греке, архимандритом Макарием (Веретенниковым) – статьи о преподобных Александре Свирском, Серапионе Кожеезерском, митрополитом Иоанном (Вендландом) – о ярославском князе Феодоре Ростиславиче Чёрном и др. Публиковались жизнеописания новопрославляемых русских святых: Амвросия Оптинского (схиархимандрит Иоанн Маслов), патриарха Иова (игумен Феофилакт Моисеев), Феофана Затворника (архимандрит Георгий Тертышников), Николая Японского (митрополит Антоний Мельников). Западным святым неразделённой церкви, Бенедикту Нурсийскому и норвежскому королю Олафу, посвящены работы архимандрита Августина (Никитина). Значительное место «Богословские труды» уделяют наследию священника Павла Флоренского, на страницах сборников были опубликованы «Иконостас», цикл работ по философии культа под общим названием «Из богословского наследия» («Страх Божий», «Культ, религия и культура», «Культ и философия», «Таинства и обряды», «Дедукция семи таинств», «Освящение реальности», «Свидетели», «Словесное служение. Молитва», «Философия культа»), статьи «Макрокосм и микрокосм», «Эмпирея и Эмпирия». Публикации о самом Павле Флоренском и его творчестве принадлежат игумену Андронику (Трубачёву), иерею Иоанну Свиридову.

 



 
PR-CY.ru