Словарь по христианству Б БОРДО

БОРДО

БОРДО – город в Юго-Западной Франции (административный центр департамента Жиронда), центр архиепископства, порт на реке Гаронна. В III в. до н.э. на этом месте существовало поселение Бурдигала, основанное галльским племенем битуриги вибиски (вивиски); в 56 г. до н.э. оно, как и большинство племён Галлии, было покорено Юлием Цезарем и включено в состав Римского государства; после административной реформы, проведённой римским императором Октавианом Августом, территория битуригов вошла в состав провинция Аквитания. В письменных источниках Бордо упоминается около 18 г. н.э. как Бурдигала, торговый порт (эмпорий) битуригов. Благодаря выгодному расположению город быстро рос и к началу III в. н.э. стал одной из крупнейших городских общин Галлии с 60-тысячным населением. Первая половина III в. была временем наивысшего экономического расцвета Бурдигалы, ставшей одним из центров виноделия в империи. Во время опустошения Галлии германскими племенами (276 г.) город был разграблен и сожжён, однако вскоре возродился и уже в началу IV в. вновь достиг процветания. Местное предание, восходящее к XI–XIII вв., связывает начало христианской проповеди в Бордо с именем ученика апостолов св. Марциала и называет первым бурдигальским епископом св. Ферма. Согласно Григорию Турскому, св. Марциал жил в середине III в. и был первым епископом Лемовикским (современный Лимож); о св. Ферме древние источники вообще не упоминают. Самым ранним свидетельством присутствия христианства в Бордо является саркофаг Домиции, содержащий христианскую эпитафию (около 260 г.). К тому же времени относятся граффити с изображением монограммы Христа. Судя по малочисленности христианских памятников в Бордо до IV в., христианство проникло сюда лишь к середине III в. Опираясь на указание Венанция Фортуната о том, что Леонтий II (ум. в 574 г.) был 13-м епископом Бордо, исследователи предполагают, что епископ Ориенталис, участвовавший в Арелатском соборе 314 г., был одним из первых предстоятелей местной кафедры. IV век стал временем нового экономического и культурного расцвета Бурдигалы; около 300 г. город был обнесён крепостной стеной. Здесь сложилась риторическая школа, представителями которой были поэт Авзоний, епископ Дельфин (ум. в 404 г.) и его друг и ученик Павлин Милостивый, а также писатель-агиограф Сульпиций Север, уроженец Аквитании. Со второй половины IV в. кафедра Бордо получает статус столицы церковной митрополии в провинции Вторая Аквитания. Благодаря деятельности Дельфина христианство окончательно вытеснило языческие представления, которые, впрочем, ещё оставались сильны в прилегающей к городу сельской округе. С остатками язычества успешно боролись в начале V в. преемники Дельфина Аманд и Северин. V век стал временем потрясений для Бордо, вызванных ослаблением Римской империи. В 407 г. благодаря своим укреплениям городу удалось избежать разорения от вторгшихся в Аквитанию вандалов, свевов и алан. Однако появившиеся здесь в 414–415 гг. вестготы, впущенные в город как друзья и союзники, подвергли Бордо разграблению. По договору с императором Гонорием (395–423 гг.) они получили на правах федератов земли в Аквитании (418 г.); с этого времени Бордо оказался под властью сформировавшегося здесь Вестготского королевства.

 



 
PR-CY.ru