БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ

БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ – соглашение между французским королём Франциском I (1515–1547 гг.) и папой Римским Львом X (1513–1521 гг.), определившее взаимоотношения короля и папы с галликанской (т.е. независимой французской) церковью после отмены Буржской Прагматической санкции. Подписан 18 августа 1516 г. в городе Болонья. Болонский конкордат завершил пересмотр церковной политики, начатый французским королём Людовиком XI (1461–1483 гг.) и ускоренный внешнеполитическими интересами французской монархии: успех в Итальянских войнах (1494–1559 гг.) связывался, прежде всего, с франко-римским договором, что побуждало к диалогу с папой как одним из инициаторов антифранцузских коалиций. Смерть папы Римского Юлия II (1503–1513 гг.), при котором франко-римские отношения переросли в открытую вражду, и избрание папой Льва X изменили французскую политику Рима: изоляция Франции способствовала усилению Испании на Апеннинском полуострове и нарушала баланс сил в сфере политического влияния папы в Италии. К этому исследователи добавляют военные успехи нового французского короля Франциска I (победа при Мариньяно и взятие Милана в 1515 г.). В декабре 1515 г. состоялись переговоры в Болонье о судьбе Прагматической санкции: Франциск I приказал считать её недействительной. Выработка новых принципов отношений Рима и галликанской церкви, нашедших отражение в Болонском конкордате, была поручена канцлеру Антуану Дюпра и кардиналу Пьетро Альпо д'Ареццо. Согласно Болонскому конкордату, право инвеституры было поделено между французским королём и папой Римским. Французский монарх должен был назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности (кафедра могла оставаться вакантной до шести месяцев), за собой папа оставил утверждение избранных на церковные кафедры, причём ему принадлежало право последнего слова: в случае если Римская курия отклоняла кандидатуру, выдвинутую монархом, от государя требовалось в течение трёх месяцев назначить другого кандидата. Раздача бенефициев была также прерогативой монархов. Условиями получения церковного бенефиция являлись высокий уровень образования (наличие степени доктора или лиценциата теологии), «достоинство» и «доброе управление делами» при соблюдении возрастного ценза (не моложе 27 лет).

 



 
PR-CY.ru