Словарь по христианству Б БРАУЛИО

БРАУЛИО

БРАУЛИО (около 590 – около 651 гг.) – епископ города Цезаравгуста (современная Сарагоcа, Испания), церковный писатель, святитель (память в Западной церкви 26 марта). Сведения о его жизни содержатся в биографической заметке, которую он добавил к сочинению Севильского епископа Исидора «О знаменитых мужах», в произведении с одноимённым названием Толедского архиепископа Ильдефонса, в анонимной Кордубской (Кордовской) хронике VIII в., где сообщается о деятельности Браулио на Толедских соборах. Браулио родился в знатной испано-романской семье, многие её представители были церковными деятелями. Под руководством старшего брата Иоанна, который в 619 г. был избран епископом города Цезаравгуста, получил образование. В начале 620 гг. Браулио переехал в город Гиспалис (современная Севилья) и стал учеником Исидора Севильского, был вдохновителем и редактором его трактата «Этимология». В 626 г. Браулио возвратился в Цезаравгусту и после смерти епископа Иоанна (631 г.) занял кафедру. Участник Толедских соборов 633, 636, 638 гг. На Толедском соборе 638 г. Браулио вступил в конфликт с папой Гонорием I (625–638 гг.), обвинившим испанских епископов в неисполнении пастырских обязанностей, в частности, в непринятии мер против иудеев, которые, формально став христианами, продолжали исполнять предписания иудаизма. В доказательство неправоты папы Браулио привёл постановления Собора, подтверждавшие государственные законы, предусматривавшие различные наказания, вплоть до лишения имущества и гражданских прав, для тех адептов, кто не отказался от религиозного общения с прежними единоверцами. В это же время по просьбе общины обращённых евреев города Толедо Браулио составил от их имени исповедание христианской веры («Professio seu Confessio iudaeorum civitatis Toletanae»), которое было представлено Собору и впоследствии послано папе Гонорию I. В 646 г. король Хиндасвинд назначил цезаравгустинского архидиакона Евгения епископом города Толедо (Евгений III). Поскольку Браулио хотел видеть Евгения своим преемником, он просил короля отменить это решение. Однако король был непреклонен, поэтому Браулио отказался приехать на очередной Толедский собор в 646 г., проходивший под председательством Евгения III. После смерти Хиндасвинда Браулио, желая сохранить мир и стабильность в государстве, поддержал право на престол его сына Рекесвинда. Новый король около 650 г. отправил Браулио рукопись с просьбой отредактировать её. Как полагают исследователи, это был проект вестготского законодательства, известный как Forum iudicium (одобрен Толедским собором 653 г.). Почитание Браулио началось лишь с XIII в., после того как епископ Сарагоcы Валерий в 1290 г. обрёл мощи святителя. В XIV в. было составлено Житие Браулио, вошедшее в сборник Житий других испанских епископов вестготского периода: Исидора Севильского, Леандра Севильского и др. Браулио обладал познаниями в области античной словесности, святоотеческого наследия. В Цезаравгусте он собрал крупную библиотеку сочинений христианских авторов, а также устроил скрипторий, где переписывались тексты Священного Писания и творения отцов церкви, рукописи высылались всем, кто просил об этом. Корпус сочинений Браулио состоит из 44 посланий, Жития святого Емилиана и гимна в честь этого подвижника, впоследствии вошедшего в вестготскую (мосарабскую) литургию. Послания Браулио весьма разнообразны: это и дружеская переписка, и наставления в духовной жизни, и слова утешения, и обсуждение различных богословских и научных вопросов из области экзегетики, литургики, аскетики, хронологии. Житие св. Емилиана, монаха, который основал обитель, впоследствии названную Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Браулио написал по просьбе своего брата епископа Иоанна. Около 680 г. Валерий Бергиденский включил это Житие в составленный им сборник аскетическо-агиографических сочинений. Браулио также приписываются «Эпитафия Антонине» – элегия, написанная на смерть жены знатного гота Вистремира, и «Страдания Цезаравгустинских мучеников».

 
PR-CY.ru