Словарь по христианству Б БЕРНИНИ Джованни Лоренцо

БЕРНИНИ Джованни Лоренцо

БЕРНИНИ Джованни Лоренцо (1598–1680 гг.) – итальянский скульптор, архитектор и живописец стиля барокко. Учился у отца, Пьетро Бернини, живописца и скульптора, близкого флорентийскому маньеризму, с 1605–1606 гг. – в Риме, где познакомился с ватиканской коллекцией античной скульптуры и традициями Ренессанса (главным образом, с творчеством Микеланджело). Основную часть жизни провёл в Риме, в 1665 г. посетил Париж по приглашению короля Людовика XIV, где участвовал в конкурсе на лучший проект главного фасада Лувра. Первая известная работа Бернини-скульптора, «Эней и Анхис» (1619 г., Галерея Боргезе, Рим), сохраняет художественные элементы влияния высокого Ренессанса (в частности, композиционное сходство с фрагментом фрески Рафаэля «Пожар в Борго»). В последующих работах 1620 гг. – «Похищение Прозерпины» (1621–1622 гг.), «Давид» (1623–1624 гг.), «Аполлон и Дафна»(1622–1625 гг., все – Галерея Боргезе, Рим), Бернини в отличие от мастеров Ренессанса показывает своих героев в наиболее острые сюжетные моменты: Давид кидает камень из пращи в голову Голиафа, Аполлон настигает Дафну, превращающуюся в дерево, и т.д. Эти его работы отличают сложные композиционные решения, необычные ракурсы, разрушающие традиционную для Ренессанса компактность общего силуэта скульптуры. Для Бернини в отличие от Микеланджело камень становится средством, позволяющим добиться любого живописного эффекта, будь то фактурные детали или сложная игра светотени. Среди его многочисленных скульптурных произведений выделяются портреты кардинала Шипионе Боргезе (около 1632 г.), Констанцы Буонарелли (1635 г., Галерея Боргезе, Рим), основанные на точной передаче психологического состояния героя, статуи святых для римских храмов и папские надгробия. В надгробии папы Урбана VIII (1628–1647 гг., собор св. Петра, Рим) Бернини следует характерному для барокко принципу соединения различных материалов: бронзовая фигура папы помещена на беломраморный постамент, перед ним расположены бронзовый саркофаг с фланкирующими его мраморными фигурами аллегорий Милосердия и Правосудия. Контрастное сочетание разных материалов олицетворяет соединение земного и небесного начал, а масштабная фигура папы, вознесённая на вершину композиционной пирамиды, воспринимается как аллегорический образ торжествующей церкви.

 



 
PR-CY.ru