БОРИС - Страница 3

По свидетельству архиепископа Охридского Феофилакта, в новую церковь на Брегалнице перенесли мощи мучеников из македонского Тивериополя, разорённого во время Болгаро-византийской войн в начале IX в., им была установлена память 29 августа, которая содержится уже в месяцеслове глаголического Ассеманиева Евангелия XI в. В 889 г. Борис отрёкся от престола в пользу старшего сына Владимира, принял монашество и удалился в монастырь в окрестностях Плиски (предположительно отождествляемый с монастырём при Большой базилике). Однако в 893 г., когда его преемник, опираясь на представителей тюркской знати, предпринял попытку реставрировать в стране язычество, Борис вернулся из монастыря, низложил Владимира и при поддержке церкви и высшего слоя болгарского общества возвёл на престол Симеона. Затем вернулся в монастырь, в котором провёл ещё почти полтора десятилетия, занимаясь, вероятно, книжными трудами. Место погребения Бориса неизвестно. Древнее Житие Бориса и служба ему не сохранились. В болгарской исследовательской литературе высказаны предположения, что фрагментарно Житие вошло в памятники X – начала XII в., в Сказание инока Христодула о чудесах великомученика Георгия («Сказание о железном кресте»), в Житие 15 Тивериопольских мучеников, написанное св. Феофилактом Охридским с использованием ранних источников и «Летописи попа Дуклянина». Однако эпизоды, посвящённые в них Борису, могут иметь, несмотря на явную типологическую близость рассказа о князе в первом из текстов к проложному Житию, и иное происхождение. В средневековых памятниках Борис не именуется святым, но память его не встречается в месяцесловах, впервые он внесён в список святых в «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского. В настоящее время память Бориса празднуется 2 мая, согласно послесловию черноризца Тудора Доксова к славянскому переводу «Слов против ариан» св. Афанасия Александрийского, в котором отмечен день кончины князя. В болгарской литературе существует предположение, что эта дата могла оказать влияние на выбор времени второго перенесения мощей св. мучеников Бориса и Глеба (1115 г.) и в определённый момент могла быть «поглощена» последней, но этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. По мнению исследователей, сначала память Бориса отмечалась 26 марта, в день подавления языческого восстания, на что может указывать недавно обнаруженная память в месяцеслове сербского Апостол-Евангелия апракос конца XIII в.: «Победа Михаила, кнеза Бугарьска, на сьборь, иже сьбра се на нь крьста ради». Отсутствие ранних славянских и греческих свидетельств канонизации Бориса имеет аналогии в других славянских странах: это относится к прославлению в Чехии Борживоя, в Польше – Мешко, сербских князей-крестителей IХ в., св. Владимира на Руси. В исследовательской литературе существует мнение, что Борис почитается католической церковью под именем св. короля Тривелия (в монашестве Феоктиста).

 



 
PR-CY.ru