БОРИС - Страница 2

В латинском переводе сохранилось 106 ответов папы Римского Николая I (858–867 гг.) на переданные понтифику родственником князя Петром и болярами Иоанном и Мартином вопросы Бориса. Эти ответы, составленные Анастасием Библиотекарем, являются важнейшим источником по истории Болгарии в период принятия христианства. Возвращаясь из Рима, участники болгарского посольства (конец 867 г.), призванного убедить папу Адриана II (867–872 гг.) назначить примасом Болгарии главу папской миссии в стране Портуанского епископа Формоза, написали на листах древнего Евангелия помянник на латинском языке, который содержит сведения о семье и родственниках Бориса: «Князь Михаил, и его брат Докс, и другой его брат Гавриил, и супруга его Мария, и сын его Расате, и другой Гавриил, и третий сын Симеон, и четвёртый сын Иаков, и дочь его монахиня Пракси, и другая дочь его Анна...» После крещения страны Борис поставил своей целью создание автокефальной церкви Болгарии, предполагая со временем сделать её главой своего младшего сына Симеона, получившего образование в Константинополе. В 860 гг., пытаясь осуществить задуманное, Борис колебался в выборе церковной юрисдикции между Константинополем и Римом. Решение в пользу Византии принял на Соборе в столице империи в 869–870 гг. Помимо предпочтения Борисом византийской модели взаимоотношения светской и духовной властей важную роль в его решении сыграло и то, что папы Николай I и Адриан II отказывались утвердить на пост главы Болгарской церкви кандидатов Бориса, сначала епископа Формоза, затем диакона Марина. Выбор Борисом славянской литургии исследователи объясняют стремлением упрочить позиции национальной церкви и добиться консолидации болгарского общества, большинство которого составляли славяне. В Болгарии, вероятно, уже во второй половине 860 гг. имели представление о славянской литургии, т.к. второе посольство в Рим совпало по времени с пребыванием там славянских апостолов, освящением по указанию папы Адриана II славянских книг и богослужением на славянском языке, проходившем в главных храмах города. Борис высоко оценил возможности, открывавшиеся перед болгарами с введением славянского языка в богослужение. Этим объясняется тёплый приём, оказанный им ученикам св. равноапостольных Кирилла и Мефодия после их изгнания из Великой Моравии в 885 г. Переход Болгарской церкви на славянский язык в качестве богослужебного произошёл ещё при жизни Бориса. С его именем связано активное строительство и восстановление храмов и монастырей по всей Болгарии. В Житии св. Наума Охридского говорится, что князь построил соборный храм в монастыре архангела Михаила «с богатъством и повелением... Михаила Бориша и сына его Симеона». Созданная в Македонии в XI в. «Болгарская апокрифическая летопись» («Сказание Исаии пророка, како вьзнесен бысть ангелом до 7-го небеси») сообщает, что Борис «сьзда церкви по земли бльгарстеи, и на реце Брегалници, и ту прием царство, на Овчи поли созда бели церкви».

 



 
PR-CY.ru