БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ - Страница 2

В 1174 г. Боголюбово было разграблено заговорщиками, убившими князя Андрея, через три года подверглось опустошению при нападении рязанского князя Глеба. Монастырь был, по-видимому, разорён в 1238 г. монголо-татарами, возможно, пострадал в 1293 г. при совместном нападении князя Андрея Александровича Городецкого и татар на Владимир, в 1382 г. – при походе хана Тохтамыша и в 1411 г. – при нашествии на Владимирскую землю царевича Талыча, однако не приходил в окончательное запустение. В 1263 г., при перенесении мощей великого князя Александра Невского из Городца во владимирский Рождества Богородицы мужской монастырь, мощи встречали в Боголюбове митрополит Кирилл «с чином вкупе церковным», «князь, и бояре, и весь народ, мали и велицы». В 1360 г. Боголюбский монастырь посетил Московский митрополит Алексий, основавший тогда же в соседнем селе Добром (ныне район Владимира) Константино-Еленинскую обитель; после 1364 г. Суздальский епископ Иоанн удалился на покой в Боголюбский монастырь, где и скончался в 1373 г. (погребён в суздальском кафедральном соборе Рождества Богородицы). По грамоте царей Ивана и Петра Алексеевичей 3 ноября 1687 г. Боголюбский монастырь стал Патриаршим домовым монастырём, в 1753 г. – синодальным, позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев, с 1882 г. до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 г. причислен к третьему классу, в 1872 г. – ко второму, в 1891 г. – к первому. Со времени основания управлялся игуменами, с 1799 г. – архимандритами. В первой половине XIX в. к Боголюбскому монастырю был окончательно приписан храм Покрова на реке Нерли, в 1857 г. – Константино-Еленинский, в 1874 г. – Волосов во имя Николая Чудотворца мужские монастыри. К началу XX в. в обители существовали следующие здания. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1751–1758 гг. на месте храма, воздвигнутого, как полагают исследователи, в 1157/1158 г. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, в последней четверти XII в., по их мнению, стал монастырским. Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне трёх рядов каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трёхапсидным, четырёхстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями («корунами») были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки. Светлый и просторный внутренний объём был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («издну церкви от верха и до долу, и по стенам, и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано и бяшеть же и сень златом украшена, от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского»). Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах – глазурованной цветной плиткой с изображением птиц и орнаментов); листами золочёной меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках западного портала). Храм был расписан фресками (выполнены, как полагают исследователи, в 1150 гг. греческими иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими»), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»).

 



 
PR-CY.ru