Словарь по христианству Б БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ

БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ

БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Около 1157/1158 г. князь Андрей Юрьевич Боголюбский основал неподалёку от Владимира на берегу реки Клязьмы загородную резиденцию – «град камен» Боголюбово, в котором построил церковь в честь Рождества Богородицы и другие храмы. Источники, относящиеся к более позднему времени, объясняют выбор места волей Богоматери, изъявленной через Её Владимирскую икону, или непосредственно при явлении Пресвятой Девы князю Андрею. Ансамбль построек в Боголюбове включал в себя помимо храмов двухэтажный каменный дворец князя, соединённый переходом с лестничной башней и хорами дворцовой Рождественской церкви, каменный киворий, сооружённый, по преданию, на месте, где стоял шатёр князя, и где явилась ему Пресвятая Дева, возможно, ещё одну башню; замок был обнесён каменными стенами. В создании дворцового ансамбля принимали участие европейские зодчие: по мнению Олега Михайловича Иоаннисяна, – из Ломбардии, по мнению Алексея Ильича Комеча и других исследователей, – из Южной Германии. По повелению князя Андрея была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божьей Матери. Под 1214/1215 г. летопись впервые упоминает о Боголюбском монастыре, сообщая о кончине проживавшего там на покое Ростовского и Суздальского епископа Иоанна. Однако исследователи полагают, что основание обители на территории княжеского замка нужно отнести ко времени жизни князя Андрея, о чём пишет в «Летописи Боголюбова монастыря» игумен Аристарх: «Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский устрои в Боголюбове при церкви Рожества Пресвятыя Богородицы другую церковь трапезную во имя святаго мученика Леонтия, и монашествующую братию собра, и постави им первоначальнаго игумена Сергия». Источник этой статьи неизвестен, но, как заключают исследователи, автор «Летописи» пользовался не дошедшими до нас документами из монастырского архива. Боголюбский монастырь, по их мнению, является первым примером традиции, в соответствии с которой владимирские князья сооружали на территории своих резиденций соборный храм или храмы и основывали придворные монастыри, например, Успенский, Дмитровский соборы и Рождественский монастырь во Владимире, Георгиевский собор и Михаило-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском. Во второй половине XII в., до гибели Андрея Боголюбского, Боголюбский монастырь являлся, по-видимому, скромным домовым богомольем князя и его семьи и мог располагаться где-то в южной части замка, близ современной Благовещенской трапезной церкви. Преемники князя Андрея, утратив интерес к приходившей в упадок загородной резиденции, обосновались во Владимире, и уже к началу XIII в. монастырь, вероятно, занимал практически всю территорию бывшего замка. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что святитель Иоанн был погребён у Рождественского храма «вместе с прочей братиею», т.е. у бывшего придворного собора к 1214/1215 г. уже существовало монастырское кладбище. Сведения по ранней истории монастыря скудны и отрывочны.

 



 
PR-CY.ru