Словарь по христианству Б БАУМШТАРК Карл Антон Иосиф Мария Доминик

БАУМШТАРК Карл Антон Иосиф Мария Доминик

БАУМШТАРК Карл Антон Иосиф Мария Доминик (1872–1948 гг.) – исследователь христианского Востока, основатель исторической литургики. Родился в семье католического учёного. В ранние годы изучал библейский иврит, затем учился в Хайдельберге, Фрайбурге и Лейпциге. В 1884 г. защитил диссертацию «Lucubrationes Syro-Graecae» о переводах греческих философских текстов на сирийский язык. В 1899–1904 гг. проходил стажировку в немецком католическом научно-исследовательском центре в Риме (Campo Santo Teutonico), где занимался изучением рукописей и восточных языков и в 1900 г. защитил докторскую диссертацию «Аристотель у сирийцев в V–VIII вв.». Поворотным пунктом в своей научной карьере сам К.А. Баумштарк считал статью 1899 г. «Церковный год в Антиохии (512–518 гг.)», после которой твёрдо решил посвятить свою жизнь изучению христианского Востока, чему способствовал и выход в свет в 1901 г. нового журнала «Oriens Christianus» (сначала издавался в Риме, после 1911 г. – в Лейпциге, затем – в Висбадене), специально посвящённого интересовавшей его тематике. К.А. Баумштарк был его первым главным редактором и пребывал на этом посту с небольшими перерывами до 1941 г. В 1903–1905 гг. находился в научной командировке на Ближнем Востоке, посетил Египет, Сирию и Палестину. Не получив поста в Римском университете, был вынужден вернуться в Германию и до 1921 г. работал школьным учителем в Засбахе. За эти годы подготовил несколько монографий, написал множество статей для журналов и энциклопедий. Преподавал в университетах Германии и Нидерландов (Мюнстер, Бонн, Утрехт, Неймеген). По ходатайству друзей получил звание почётного профессора по кафедре христианского востоковедения и литургики в Бонне, в 1930–1935 гг. занимал также кафедру христианского Востока в Мюнстере. В 1925 г. получил степень почётного доктора теологии. К.А. Баумштарк чрезвычайно активно выступал за реформу Бревиария и плодотворно сотрудничал с одним из центров литургического движения – бенедиктинским монастырём Мария Лаах. Его настоятель Ильдефонс Хервеген, стремясь объединить усилия учёных в исследовании западной литургики, предоставил К.А. Баумштарку все условия для работы и возможность публиковаться в ведущем в те годы научном журнале по литургике «Jahrbuch für Liturgiewissenschaft», редактором которого К.А. Баумштарк вскоре был назначен. Однако его явные симпатии к национал-социализму и поддержка НСДАП на выборах привели к разрыву с коллегами, увольнению с поста редактора и отстранению от преподавания в Мюнстере. После этого научные интересы К.А. Баумштарка переместились в область библеистики, ближневосточной литературы, изучения Корана. Перу К.А. Баумштарка принадлежат более 500 публикаций, среди которых не утерявшая своего значения «История сирийской литературы» (1922 г.), труды по сирийским и арабским переводам Священного Писания, восточнохристианской агиографии, истории сирийских монастырей и др. Особое место в его наследии занимают труды по исторической литургике. Основные научные принципы и методы иссследования в этой области изложены К.А. Баумштарком в фундаментальной работе «Сравнительная литургика». Прежде всего, это – генетический подход к обрядам, идея непрерывной их эволюции при сохранении ядра, использование компаративных методов исследования; свою задачу К.А. Баумштарк видел в описании изменяющихся литургических форм при остающемся постоянным содержании богослужения. К.А. Баумштарк резко критиковал европо- и римоцентризм своих предшественников. По его мнению, «изучать богослужение, опираясь только на одну из традиций, то же самое, что изучать Евангелие от Луки, игнорируя других синоптиков». К.А. Баумштарк опубликовал большое число источников по исторической литургике.

 
PR-CY.ru