БЕЛЯЕВ Стефан Иванович

БЕЛЯЕВ Стефан Иванович (последняя треть XVII в. – 1720 г.?) – русский композитор, государев певчий дьяк, уставщик, автор многоголосных партесных гармонизаций древнерусских мелодий знаменного распева. Немногочисленные биографические сведения о нём содержатся в документах, хранящихся в фондах Российском государственном архиве древних актов и Государственном историческом музее. Происходит из певческого рода Беляевых. Его отец, Иван Беляй, был государевым певчим дьяком «болшой статьи», т.е. занимал высокое положение в хоре. Стефан был принят в хор 30 октября 1693 г., в 1695 г. в состав хора вошли и его младшие братья – Пётр и Осип. После смерти отца (1696 г.) Стефан становится одним из ведущих певчих, в списке певцов хора от 1699 г. он значится уже шестым. По мнению исследователей, к 1690 гг. следует отнести создание им четырёхголосной партитуры песнопений Октоиха. В 1701 г. вместо умершего Сергея Суворова С.И. Беляев назначается уставщиком певчих дьяков царя Петра I с самым высоким денежным окладом в 100 руб. годовых, что свидетельствует о незаурядных способностях певчего, сумевшего в сравнительно короткий срок добиться уважения и признания. Музыкальная деятельность С.И. Беляева была связана с хором государевых певчих больше 20 лет. Пётр I лично участвовал в пении, исполняя басовую партию, а уставщик постоянно находился в окружении лиц, с которыми царь делил свой досуг. Царь Пётр I неоднократно бывал в доме С.И. Беляева в Санкт-Петербурге. С.И. Беляев был одним из немногих, кто подписывал после царя его поздравительные письма, сопровождал Петра I не только на празднествах и маскарадах, но и в военных походах, дальних поездках в 1699–1711 гг. (например, в Азов, Новгород, Воронеж, Польшу, Ригу), в путешествии по Европе 1711–1717 гг. С.И. Беляев обладал незаурядными певческими данными, его голос любил слушать и царевич Алексей Петрович. За верную службу С.И. Беляев в 1712 г. был награждён вотчинами – Фроловской пустошью в Коломенском уезде и селом Четряково, принадлежавшим ранее коломенскому Голутвину монастырю. С 1720 г. его имя в документах не встречается. Сохранившиеся певческие рукописи конца XVII – начала XVIII в., а также более поздние списки, содержащие многоголосные произведения С.И. Беляева, свидетельствуют о незаурядном творческом потенциале их автора.

 



 
PR-CY.ru