Словарь по христианству Б БЕЛЯЕВ Николай Яковлевич

БЕЛЯЕВ Николай Яковлевич

БЕЛЯЕВ Николай Яковлевич (1843–1894 гг.) – богослов, профессор Казанской духовной академии, сын псаломщика Калужской епархии. Закончив Калужскую духовную семинарию (1864 гг.), поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1868 г. первым магистрантом и был оставлен при ней бакалавром по предметам нравственного богословия, гомилетики и пастырского богословия (11 февраля 1869 г.), но после введения академического устава 1869 г. решением ректора архимандрита Никанора (Бровковича) был перемещён на кафедру сравнительного (до устава 1869 г. – обличительного) богословия в звании доцента (15 августа 1870 г.). Защитил докторскую диссертацию по теме «Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека» (1878 г.), удостоен степени доктора богословия (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1878 год). Н.Я. Беляев не признавал никакого «удовлетоврения» (satisfactio) Богу со стороны человека, однако сама идея «удовлетворения» им не отвергалась. В его изложении сатисфакция является не просто частным моментом церковного таинства покаяния, но мыслится как «сложная теория», объемлющая целый спектр догматических вопросов. Осуществление «удовлетворения» учёный видел в искупительном подвиге Иисуса Христа. Среди разделов диссертации (определительный, исторический и критико-полемический) рецензенты профессора Александр Иванович Гренков и Евлампий Андреевич Будрин выделили исторический раздел как наиболее проработанный в научном отношении, где «автор впервые в отечественной науке систематически изложил историю учения о церковных средствах удовлетворения, которые составляют характеристическую особенность католической догматики и практики» (учение о чистилище, епитимиях и индульгенциях). Предложив в целом объективный критический анализ католического учения об «удовлетворении», Н.Я. Беляев, однако, находился под влиянием католической юридической теории искупления. По его мнению, следы сатисфакционных идей следует усматривать ещё в языческих культах, умилостивлявших богов кровью жертвенных животных. Автор проводит аналогию между идеями о переселении душ и трёх загробных состояниях, встречающихся у Гомера (елисейские поля, аид, тартар), Гесиода, Платона (место временных очистительных мучений, место вечных мучений, предсуществование и переселение душ), а также у иудеев и мусульман, с католическим учением о чистилище. В христианскую эпоху элементы сатисфакционной теории Н.Я. Беляев выявляет в «Пастыре Ермы», в трудах представителей Александрийской школы богословия (апокатастасис), у Григория Нисского (учение об очистительном огне), отчасти (хотя и не без оговорок) у Тертуллиана, Карфагенского епископа Киприана, Августина Блаженного (ignis purgatorius), в трудах Арелатского епископа Кесария, папы Римского Григория I Великого. В качестве довода в пользу оформления учения о чистилище, являющегося частью католического учения об «удовлетоврении», именно в Средние века Н.Я. Беляев приводит цикл легенд о видениях и явлениях, основанных на вере средневекового человека в чистилище. Отсюда, по его мнению, доминирование в католической догматике представления о Боге как о карателе и мстителе, проявление страха перед церковным судом и его анафемами, формирование мрачной средневековой католической морали. Зарождение идеи индульгенции (замены грехов выкупом или другими внешними подвигами благочестия) Н.Я. Беляев усматривает в существовавших до XI в. пенитенциалиях (памятниках церковного права).

 



 
PR-CY.ru