Словарь по христианству Б БЕЛЯЕВ Леонид Андреевич

БЕЛЯЕВ Леонид Андреевич

БЕЛЯЕВ Леонид Андреевич (род. в 1948 г.) – археолог, специалист по истории культуры средневековой Руси, археологии и архитектуры Москвы, истории археологии. Окончил исторический факультет МГУ, доктор исторических наук (1994 г., диссертация «Древние монастыри Москвы (конец XIII – XVII вв.) по данным археологии»). Главный редактор журнала «Российская археология» (с 2001 г.), куратор разделов археологии в «Православной энциклопедии», автор около 200 статей по археологии и церковному искусству. Принимал участие в создании научных обществ по изучению христианского искусства (Центр восточнохристианской культуры, Институт христианской культуры Средневековья). Деятельность Л.А. Беляева способствовала развитию на современном этапе архитектурной археологии позднего Средневековья XV–XVI вв., археологии русских монастырей, историографии изучения древностей христианства и др. В 1970–1980 гг. открыл ряд принципиально важных для русской истории и архитектуры XV–XVI вв. храмов, ранее известных по письменным источникам (в московских Богоявленском и Даниловом монастырях); провёл исследования памятников архитектуры Москвы (церковь Вознесения в Коломенском, собор Высокопетровского монастыря) и регионов России (Спасо-Преображенский собор монастыря на Усть-Угре, церковь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и др.). Под его руководством изучены остатки Казанского собора на Красной площади (1989–1991 гг.). Систематизация собранного материала позволила выработать методы археологического изучения церковных комплексов Московской Руси и создать фактографическую базу для изучения их бытования. В монографии, посвящённой древним монастырям (удостоена премии митрополита Макария (Булгакова) второй степени, 1997 г.), Л.А. Беляев обосновал представление о них как об особом типе археологических памятников синтетического характера (комплекс построек, культурный слой, некрополь), требующем комплексного изучения всего круга источников (текстов, иконографии, архитектуры и археологии). Развитием этого направления стали работы по изучению истории престолов и топонимики средневековой Москвы, сопоставление её со структурой столиц раннего христианства. Работа по созданию свода надгробных плит Руси XIII–XVII вв. позволила Л.А. Беляеву описать общие черты их генезиса и развития декора, включающего мотивы искусства раннехристианской и романской эпох. Его заслугой является также выявление соответствий в изображениях каменных иконок «Гроб Господень» (XIII–XV вв.) и оформлении храма Гроба Господня в Иерусалиме. Отличительная черта работ Л.А. Беляева – анализ явлений русской средневековой культуры в контексте общехристианской традиции, а также в связи с процессами, происходившими в Византии, Западной Европе и в странах мусульманского Востока, что нашло отражение в монографии «Христианские древности» – первом в послереволюционной России исследовании, создающем историографическую базу для изучения христианской археологии.

 
PR-CY.ru