Словарь по христианству Б БЕЛЯЕВ Виктор Михайлович

БЕЛЯЕВ Виктор Михайлович

БЕЛЯЕВ Виктор Михайлович (1888–1968 гг.) – русский музыковед, историк и фольклорист, автор многочисленных работ в области русской и зарубежной музыки, музыкального фольклора народов России и стран Востока и Европы – туркмен, узбеков, таджиков, арабов, персов, турок, афганцев, азербайджанцев, армян, грузин, русских, белорусов, мордвы, народов бассейна реки Дунай. Лауреат государственной премии им. Рудаки. Родился в семье смотрителя и педагога духовного училища. В 1902–1906 гг. учился в духовной семинарии в Оренбурге, в 1906–1908 гг. – в Харьковском музыкальном училище, в 1908–1914 гг. – в Санкт-Петербургской консерватории, где его преподавателями были Язеп Витол, Александр Константинович Глазунов, Анатолий Константинович Лядов. Уже в годы учёбы в консерватории В.М. Беляев начал преподавать, публиковал в периодике музыкально-критические и музыкально-публицистические статьи, написал книгу «Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальных формах» (М., 1915 г.). В 1918 г. В.М. Беляев – эмиссар музыкального отдела Наркомпроса по делам Петроградской консерватории, в 1919 г. – профессор той же консерватории по музыкально-теоретическим предметам. В 1918–1922 гг. занимал ряд должностей в государственных и общественных культурных организациях. В 1922 г. переехал в Москву, избран действительным членом Государственной академии художественных наук, в 1924–1925 гг. преподавал теоретические предметы в Московской консерватории, работал в редакциях журнала «Музыкальная культура» и сборника «Современная музыка» (издавался Ассоциацией современной музыки). Почётный член Британского музыкального общества (1928 г.). К этому периоду относятся монографии В.М. Беляева об А.К. Глазунове (1922 г.) и Сергее Васильевиче Рахманинове (1924 г.), издание переписки Александра Николаевича Скрябина и Митрофана Петровича Беляева (1922 г.). Для журналов «Музыка и революция» (Москва), «Жизнь искусства» (Ленинград), «Музыка» (Киев), «The Musical Digest» (Нью-Йорк), «The Chesterian», «The Sackbut» (Лондон) и др. В.М. Беляев написал очерки, статьи и заметки о творчестве композиторов Сергея Никифоровича Василенко, Николая Яковлевича Мясковского, Игоря Фёдоровича Стравинского, Анатолия Николаевича Александрова, Сергея Сергеевича Прокофьева, Пауля Хиндемита, а также о различных явлениях музыкальной жизни. Несколько работ посвятил творчеству Сергея Ивановича Танеева в связи с проблемой контрапункта в русской народной и профессиональной музыке, в 1920–1930 гг. написал ряд трудов по истории туркменской музыки. В 1930–1931 гг. В.М. Беляев – консультант Института туркменской культуры, в 1931–1933 гг. – консультант Наркомпроса Узбекской ССР, в 1933–1938 гг. – консультант на радио, при фабрике звукозаписей, во Всесоюзном Доме народного творчества (материалы организованной В.М. Беляевым первой Всесоюзной выставки музыкальных инструментов народов СССР послужили ему основой для серии очерков на ту же тему), заведующим национальной редакцией Музыкального государственного издательства.

 



 
PR-CY.ru