БРЮСОВ Валерий Яковлевич - Страница 2

Он считал, что литература – особая область духовной деятельности, она независима от политики, не преследует каких-либо утилитарных целей и не решает религиозных проблем. Поэзия, по его мнению, развивается по особым законам, главный из них – непрерывное обновление и совершенствование. Вера в новизну как единственную подлинную ценность поэзии заставляла его переделывать свои стихи при переизданиях, ему казалось, что с годами они утрачивают силу воздействия на читателя. Религиозные мотивы редки в поэзии В.Я. Брюсова, но, например, апокалиптические образы в поэме «Конь блед» (1903 г.) обладают такой выразительностью, что её можно назвать в числе лучших эсхатологических произведений XX в. В.Я. Брюсов не был религиозным человеком, его отец с детства воспитывал сына «в принципах материализма и атеизма». Он вспоминал, что «от сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было: вера в Бога мне казалась таким же предрассудком, как и вера в домовых и русалок». Мировоззрение В.Я. Брюсова было сложным и лишённым единого духовного ориентира. В стихотворении «Я» (1899 г.) он писал: «Мой дух не изнемог во мгле противоречий, / Не обессилел ум в сцепленьях роковых, / Я все мечты люблю, мне дороги все речи, / И всем богам я посвящаю стих». В период Религиозно-философских собраний 1901–1903 гг. и сотрудничества с журналом «Новый путь» В.Я. Брюсов ненадолго заинтересовался идеями Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус, но вскоре писал в послании Зинаиде Николаевне (1901 г.): «И Господа, и Дьявола / Хочу прославить я». На протяжении многих лет В.Я. Брюсов был увлечён оккультизмом, писал, что «мы жадно исследуем всё таинственное и странное, что нашли в своих душах, спускаемся во все её глубины, чтобы хоть там “коснуться мирам иным”». В молодости он посещал спиритические сеансы, в 1900–1902 гг. поместил ряд статей в журнале «Ребус». Спиритизм представлялся ему явлением физического мира, которое не нашло научного объяснения. Против увлечения оккультизмом и магией В.Я. Брюсова предостерегал в 1904 г. Павел Александрович Флоренский: «Магия не проходит даром. Она засасывает в себя, и в тот момент, когда маг торжественно кричит: “они в моих руках”, он сам бывает в руках их». Интерес к оккультизму отразился в историческом романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» (1907 г.), одним из героев его является немецкий мистик XVI в. Агриппа Неттесгеймский. В центре романа – история молодой женщины, сожжённой на костре как ведьма, и влюблённого в неё рыцаря. В.Я. Брюсов умело воссоздал историческую жизнь Германии в эпоху Реформации и мистически переосмыслил в «Огненном ангеле» историю своих отношений с Ниной Ивановной Петровской и Андреем Белым.

 



 
PR-CY.ru