БОГОСЛОВСКОЕ МНЕНИЕ - Страница 2

Можно говорить о «безусловной истинности догмата и условной истинности и значении богословского мнения». Примером богословского мнения является, в частности, вопрос о времени творения ангелов (до творения материального мира, в первый день творения (Быт. 1:1) или позже) или о составе человеческой природы (дихотомия или трихотомия). К богословскому мнению относится то или иное понимание образа Божия в человеке. Имеются различные воззрения на представления о телесности ангелов и души человека, а также о понимании рая и ада (как некоего места или особого состояния души). Есть целый ряд и иных богословских мнений. Однако и в тех вопросах, относительно которых церковь не посчитала необходимым дать словесную формулировку, богослову вовсе не предоставляется полная, ничем не ограниченная свобода измышления. По выражению Григория Богослова, «любомудрствуй о мире и о мирах, о веществе, о душе, о разумных – добрых и злых природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Касательно этого и успеть в своих исканиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно». Святитель говорит так, имея в виду, конечно, не вопрос о действительности Воскресения и Страшного Суда, а размышления об образе воскресения и конечного Суда, т.е. вопросы второстепенные с сотериологической точки зрения. Пределами, за которые богословское мнение выходить не может, является Священное Предание. Согласие с ним есть критерий истинности того или иного богословского мнения. «В свете Полноты познаём мы «отчасти» (ср.: 1 Кор. 13:12), и всегда исходя из Полноты Церковь произносит своё суждение о том, принадлежит ли её Преданию частичное знание, выраженное в том или ином учении» (Лосский В.Н. Предание и предания // Богословие и Боговидение. М., 2000 г.). Можно говорить о некоторой иерархии богословского мнения в зависимости от того, насколько они удовлетворяют этим двум названным критериям. Если богословское мнение разделяется многими признанными церковью святыми, – в таком случае говорят о «consensus patrum», или взаимном согласии отцов по тому или иному вопросу («Ибо этот отец не противоборствует соотцам, так как все они соделались причастными одного Святого Духа»). С истиной, принимаемой consensus patrum, безусловно, необходимо считаться каждому члену церкви. Часто (однако, не всегда) такие истины фактически обладают авторитетом догматов, и по отношению к ним не принято говорить о богословском мнении (примером такого мнения, принимаемого consensus patrum, является учение о Приснодевстве Богородицы). Собственно о богословском мнении речь идёт тогда, когда оно высказывается немногими или даже отдельными авторами и при этом не выходит за границы Священного Предания. К таким, например, относятся мнение об одномоментном творении всего Богом, о том, что ангелы не бессмертны по природе.

 



 
PR-CY.ru