БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Страница 2

В 1860 гг. духовные искания М.А. Балакирева нашли отражение, в основном, в его светских сочинениях. Он утвердил традицию обращения к мелодике знаменного распева для создания народно-эпических образов (симфония № 1), проложив пути вокальным произведениям Петра Ильича Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, симфоническим опусам Сергея Васильевича Рахманинова. В поисках новой духовности, образа народной веры М.А. Балакирев ввёл в первую симфонию, по его словам, «элемент новорусский, религиозный, молоканский». В 1860 г. он первым из крупных русских композиторов совершил фольклорную экспедицию с целью собирания народных песен (по Волге вместе с поэтом Николаем Фёдоровичем Щербиной), а в 1862, 1863 и 1867 гг. ездил на Кавказ, где знакомился с местным фольклором. В 1862 г. М.А. Балакирев вместе с Гавриилом Якимовичем Ломакиным учредил бесплатную музыкальную школу, одной из задач которой была подготовка певчих для церковных хоров; в 1868–1873 и 1881–1908 гг. был её директором. В 1867–1869 гг. М.А. Балакирев – дирижёр концертов императорской Русского музыкального общества. В концерте 5 мая 1868 г. под его управлением прозвучали духовные хоры протоиерея Петра Ивановича Турчанинова, Алексея Фёдоровича Львова, Александра Сергеевича Даргомыжского, Дмитрия Степановича Бортнянского, Николая Ивановича Бахметева (с латинскими текстами из-за цензурного запрета на публичное исполнение православных богослужебных песнопений в светских концертах). 28 января 1868 г., после отказа Г.Я. Ломакина от управления музыкальной школой М.А. Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 г. В 1870 гг. был отстранён от руководства симфоническими собраниями Русского музыкального общества в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и для заработка устроился рядовым служащим на Варшавско железной дороге. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870 гг. (в 1881 г. он вновь возглавил музыкальную школу). В 1870 г. М.А. Балакирев обратился в Святейший Синод с проектом популяризации церковнопевческого «Обихода», изданного в 1772 г. в киевской квадратной нотации, путём транскрипции его из вышедшего из употребления цефаутного ключа в скрипичный. В качестве примера представил переложение предначинательного псалма («Благослови, душе моя, Господа»). В 1871 г. он также сделал переложение херувимской песни. Несмотря на благожелательный отзыв протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского, М.А. Балакирев в 1872 г. получил отказ в реализации проекта. На рубеже 1860–1870 гг. он пережил тяжёлый духовный кризис, который сумел преодолеть, став глубоко верующим человеком. Особую поддержку нашёл в лице священника Никольской единоверческой церкви в Санкт-Петербурге Ивана Тимофеевича Верховского. Сблизился также с Тертием Ивановичем Филипповым – сенатором, исследователем церковной истории и словесности, собирателем и исполнителем народных песен, эпитропом храма Гроба Господня в Иерусалиме.

 



 
PR-CY.ru