БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836–1910 гг.) – русский композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр, пианист, редактор; потомственный дворянин (род Балакиревых известен с середины XIV в.), статский советник, кавалер ордена св. Станислава второй степени. Рос в патриархальной религиозной семье и на всю жизнь сохранил любовь к нижегородским святыням, особенно к Строгановской (Рождественской) церкви в честь Собора Пресвятой Богородицы. Уже в раннем детстве обнаружил выдающийся музыкальный талант, первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Ивановны (урождённой Яшеровой), а затем, летом 1846 г., в Москве у пианиста, композитора и педагога Александра Ивановича Дюбюка (ученика ирландского композитора Джона Филда). В 1848–1853 гг. М.А. Балакирев обучался в Нижегородском Александровском дворянском институте, параллельно брал уроки у дирижёра, пианиста и педагога Карла Карловича Эйзриха (воспитанника Венской консерватории). Ключевую роль в становлении М.А. Балакирева-музыканта сыграл Александр Дмитриевич Улыбышев (1794–1858 гг.), один из основоположников отечественной музыкальной науки, устроитель постоянных музыкальных собраний в Нижнем Новгороде, деятельным участником которых в 1851–1853 гг. был М.А. Балакирев. В 1853–1854 гг. он – вольнослушатель физико-математического факультета Казанского университета. Уже в его ранних (1850 гг.) светских сочинениях («Grand concerto national russe», opаторий 6, с указанием «Andante religioso»; первый вариант фортепианной сонаты с ремарками «Светлое воскресение», «Херувимы») есть религиозные мотивы, что связано с поиском национальной характерности. В конце 1855 г. М.А. Балакирев по инициативе А.Д. Улыбышева вместе с ним приезжает в Санкт-Петербург, где знакомится с Михаилом Ивановичем Глинкой (1804 – 1854 гг.), Александром Сергеевичем Даргомыжским, Владимиром Васильевичем и Дмитрием Васильевичем Стасовыми, Александром Николаевичем Серовым. С 1856 г. вокруг М.А. Балакирева начинает формироваться кружок молодых композиторов (Цезарь Антонович Кюи, Антон Селиверстович Гусаковский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Порфирьевич Бородин), который в 1860 гг. перерос в Новую русскую школу. М.А. Балакирев первым среди «кучкистов» обратился к духовным сочинениям: 30–31 декабря 1859 г. написал музыку кондака «Со святыми упокой». То же песнопение легло в основу второй части фортепианного концерта Es-dur, который М.А. Балакирев сочинял в 1860 гг. и накануне смерти. Финал концерта, куда он хотел включить напев тропаря «Се Жених грядет», не был им закончен (согласно завещанию композитора, его завершил Сергей Михайлович Ляпунов). Мотив «Со святыми упокой» должен был стать главенствующим и в «Реквиеме» М.А. Балакирева, замысел которого остался нереализованным.

 



 
PR-CY.ru