Словарь по христианству Б БИЕЛО-ПОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ

БИЕЛО-ПОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ

БИЕЛО-ПОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ – несколько храмов в городе Биело-Поле и его окрестностях, которые являются памятниками сербского средневекового искусства. Расположены в Биело-Польско-Колашинском архиерейском наместничестве Будимлянско-Никшичской епархии Сербской православной церкви. Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла находится в центре города, выстроена в конце XII в., как полагают исследователи, на месте более древнего храма, по обету хумского жупана Мирослава (1169–1197 гг.), как главная церковь одноимённого монастыря и княжеская усыпальница. С середины XIII в. церковь стала кафедральным собором Хумской епархии, позднее – митрополии. В XVII в. церковь была превращена в мечеть, православным возвращена в 1912 г. В настоящее время церковь охраняется государством как памятник культуры первой категории. В 1993 г. при ней было основано Братство православной молодёжи «Святые апостолы Петр и Павел», в 2002 г. – Братство православной молодёжи «Святой король Милутин». Небольшой (длина –14,5 м) однонефный храм с трансептом и прямоугольной в плане апсидой. Центральная часть наоса перекрыта поперечным сводом, в основании конхи апсиды – тромпы. Небольшое подкупольное пространство выявлено снаружи барабаном квадратной формы с четырёхскатным покрытием. В архитектуре храма, типичной для раннего периода рашской школы, сочетаются особенности романского и византийского стилей. В начале XIV в. при короле Стефане Милутине Сербском с запада был пристроен притвор, в котором устроены приделы, а западный фасад был дополнен двумя высокими башнями. К церкви с севера и юга были пристроены приделы-часовни (северная часовня имела с востока апсиду). В конце XVII в. при переделке под мечеть здание было сильно перестроено: обе часовни, стена между храмом и притвором, южная башня были снесены, а северная превращена в минарет. В 1950–1960 гг. на территории бывшего монастыря были проведены археологические исследования, что позволило реконструировать первоначальный облик церкви. Роспись храма, исполненная в 1319–1321 гг., сохранилась частично: в конхе апсиды Богоматерь с Младенцем Христом на престоле, ниже – фрагменты «Служба святых отцов». В восточной части также находились «Благовещение» (сохранился только образ Богородицы), «Рождество Христово» и «Сошествие во ад», на своде восточного рукава креста – «Вознесение» уникальной иконографии: на своде изображены две мандорлы, в первой – Господь Иисус Христос, несомый ангелами, во второй – в окружении херувимов Ветхий деньми на престоле, рядом Этимасия, по сторонам его славы – отверстые райские врата. Две славы соединяет светлый ромб, с изображением Святого Духа. На стенах наоса были представлены цикл евангельских праздников, из которого частично сохранились Воскресение Лазаря, Преображение, Сошествие Святого Духа и Успение Богородицы; отдельные образы пророков, Христа Еммануила и два нерукотворных образа Спасителя (на Убрусе и на Чрепии). В нартексе центральное место занимала многофигурная композиция «Шествие на Голгофу», в нижнем ярусе – изображения ктитора, князя Мирослава, с небесным покровителем храма и монастыря апостолом Петром, образы епископов хума, сербского архиепископа Никодима, короля Милутина, его сына Константина и короля Симониды.

 



 
PR-CY.ru