Словарь по христианству Б БЕЛАЯ КРИНИЦА

БЕЛАЯ КРИНИЦА

БЕЛАЯ КРИНИЦА – село в Глыбокском районе Черновицкой области на Украине (Северная Буковина), в прошлом кафедра Белокриницких митрополитов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Название села происходит от беловатого цвета воды в некоторых местных колодцах (криницах), вызванного наличием в почве меловых пород. Время основания села неизвестно, первоначально оно называлось Варница, имело румынское (молдавское) население, до начала 1780 гг. принадлежало монастырю Путна. С 1760 гг. (по другим данным, с 1720 гг.) здесь существовали небольшие поселения старообрядцев (липован). После издания в 1781 г. австрийским императором Иосифом II патентов о переселении и веротерпимости на Буковину из османских владений близ устья Дуная в 1783 г. перебралось значительное число старообрядцев, которым австрийские власти предоставили крупные земельные участки (изъятые у монастыря Путна) и существенные льготы: освобождение от налогов, воинской службы и иных государственных повинностей на 20 лет, а также возможность вести религиозную жизнь по собственным традициям независимо от каких-либо из существовавших в то время в Австрийской империи конфессиональных центров. Заселение старообрядцами Белой Криницы произошло в 1784–1785 гг., среди переселенцев с самого начала были как семейные миряне, так и иночествующие обоего пола. По австрийским данным, в 1786 г. в Белой Кринице проживало 30 старообрядческих семей. Вероятно, уже в то время здесь существовали храмы и монастыри (первым был основан мужской монастырь). Все храмовые здания были каменными. «Мирскими» являлись церкви: летняя во имя святых Космы и Дамиана и зимняя во имя Василия Великого (после восстановления в конце 1980 гг. была переосвящена во имя Николая Мирликийского). Мужской монастырь был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, женский – Успению, оба монастыря имели по два храма – зимнему и летнему. Поскольку монастыри в Белой Кринице создавались в период действия императорского указа о закрытии монастырей «созерцательного образа жизни» (издан 13 октября 1781 г.), старообрядческие обители, по крайней мере, до 1803 г. существовали нелегально на частных земельных владениях жителей Белой Криницы. В 1843 г., по австрийским данным, старообрядческое население Белой Криницы насчитывало 604 человека, а общее число липован Буковины равнялось 1966. В первой половине 1840 гг. Белая Криница (в особенности Покровский мужской монастырь) стала центром деятельности прибывших из России старообрядческих иноков Павла (Великодворского), Алимпия (Милорадова) и Геронтия (Колпакова), целью которых была организация здесь архиерейской кафедры для старообрядцев-поповцев. В 1844 г. на это было получено разрешение австрийских властей, и 28 (или 29) октября 1846 г. в Покровском соборе Белокриницкого мужского монастыря произошло присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского (Константинопольский патриархат) митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи). В 1848 г. он был удалён из Белой Криницы по требованию российских властей, однако митрополия была сохранена. Первоначально она была единственным высшим духовным управлением для старообрядцев белокриницкого согласия. Однако (поскольку к концу XIX в. усилилось значение архиепископии белокриницкого согласия на Рогожском кладбище в Москве) за митрополией в Белой Кринице сохранились лишь «первенство чести» и духовная власть над приходами согласия, расположенными вне Российской империи.

 



 
PR-CY.ru