Словарь по христианству Б «БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 8 июля, в день памяти преподобного Прокопия Устюжского) – почитаемый образ, созданный в начале XII в. в Великом Новгороде (в настоящее время в Третьяковской галерее). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и других письменных источниках XVI–XVII вв., из которых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря в середине XVI в. Исследователи полагают, что первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в первой четверти XVII в. её перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. её ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божьей Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), который молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Великом Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Ивана Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона Георгия-змееборца (музеи Московского Кремля) и Житие Прокопия Устюжского (Российская государственная библиотека, XVI в.). По благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг. Архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни преподобного Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав её почитание с памятью Прокопия Устюжского. На иконе (229х144 см, с надставленными полями – 238х168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Архангел Гавриил изображён с простёртой благословляющей десницей, в левой руке – жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы – образ воплощённого Богомладенца Иисуса Христа, изображённый на груди Божьей Матери поверх складок Её мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе, – образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил. Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. руб. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Великого Устюга по молитвам преподобного Прокопия (не сохранилась). С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241184 см, середина – вторая половина XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155х129 см; первая четверть XVII в.). Во второй половине XVI–XVII вв. изображения Благовещения с образом воплощённого Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (например, в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в которых архангел Гавриил изображён с поднятым крылом, внизу – гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого монастыря). В искусствоведческой литературе подобные изображения Благовещения с воплощённым Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское».

 
PR-CY.ru