Словарь по христианству Б БЕРЕЗОВСКИЙ Михаил Андреевич

БЕРЕЗОВСКИЙ Михаил Андреевич

БЕРЕЗОВСКИЙ Михаил Андреевич (1868–1940) – священник, хоровой дирижёр, композитор, педагог. Окончил Кишинёвскую духовную семинарию (1889 г.). В 1890 гг. посещал занятия Анатолия Константиновича Лядова в Санкт-Петербурге, а также учился в музыкальной школе В.П. Губора в Кишинёве. В 1891 или 1892 г. назначен регентом Кишинёвского архиерейского хора, которым руководил более 25 лет. Служил преподавателем пения в учебных заведениях Кишинёва, устраивал концерты хоровой духовной и светской музыки. В 1909 г. принимал участие в работе II Всероссийского съезда хоровых деятелей в Москве. М.А. Березовский – автор не только духовных сочинений, но и светских кантат и обработок народных песен. Духовно-музыкальные переложения и сочинения композитора были опубликованы в Москве в издательстве Петра Ивановича Юргенсона. В «Литургии св. Иоанна Златоуста на три голоса по напевам обиходно-обычным и др.» (цензура 1900 г.; переиздана Православным центром «Живоносный источник» в 1996 г.) М.А. Березовский соединил разные напевы, причём основные песнопения представлены им в нескольких вариантах. Были выпущены также отдельные песнопения: № 1-5 (цензура 1901 г.) – «Тебе поём» (киевского распева) для смешанного и мужского хоров, «Милость мира... Тебе поём» (на литургии Василия Великого), «Бог Господь» и Тропарь св. Николаю Чудотворцу (греческого распева), «Тебе, Бога, хвалим» (греческого распева); № 7-17 и 19-21 (издание 1911 г.) – Херувимская (молдавского распева), «Милость мира», Кондак к акафисту на Покров Пресвятой Богородицы, «Достойно есть», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое, Тропарь св. Иоанну Златоусту (для мужского хора), «Милосердия двери» (для однородного хора), «Разбойника благоразумнаго», «Плотию уснув», «Взбранной Воеводе» (№ 1 и 2), Стихира в Неделю ваий (знаменного распева), «Преславная днесь» (знаменного распева), «Царю Небесный» (знаменного распева). По мнению исследователей, переложения и сочинения М.А. Березовского отличают ярко выраженная напевность, хорошо развитая фактура (правда, иногда перегруженная из-за удвоений), они грамотно изложены с указанием источника заимствованного напева (композитор использует различные распевы вплоть до местного), в то же время не выдержаны с точки зрения принятых в то время норм гармонии и голосоведения. Наиболее удачными считаются № 7 (Херувимская) и 20 («Преславная днесь»).

 
PR-CY.ru