БОЛЬШАКОВ Сергей Николаевич

БОЛЬШАКОВ Сергей Николаевич (1901–1990 гг.) – церковный историк, журналист. В 1918 г. покинул Россию, учился в Дерптском университете (Эстония). Написал католическому епископу Мишелю-Жозефу д'Эрбиньи письмо, в котором выразил желание посвятить себя делу объединения католической и православной церквей. В 1926 г. по направлению д'Эрбиньи отправился в бенедиктинский монастырь в Бельгию, но, несмотря на хорошие отношения с настоятелем и монахами, в католичество не перешёл. В 1932 г. поселился в англиканском бенедиктинском монастыре Нашдом (Англия) как православный облат (мирской ассоциированный член). Оставаясь православным, занимался экуменической деятельностью, налаживанием связей между православными, католиками и англиканами. В 1946 г. в Оксфорде защитил диссертацию «Доктрина единства Церкви в работах Хомякова и Мелера» и получил степень доктора философии. Совершал многочисленные паломнические поездки, посещал православные монастыри (в 1951 г. – Коневский и Афон, в 1954 г. – Ново-Валаамский). В июле 1960 г. в составе делегации Западноевропейского экзархата посетил СССР, побывал в Москве, Ленинграде, Троице-Сергиевой лавре и Псково-Печерском монастыре. С 1974 г. жил в Швейцарии. Скончался и похоронен в католическом аббатстве Отрив. С.Н. Большаков – автор многочисленных работ, посвящённых русской церковной истории. В книге «Христианская Церковь и Советское государство» (1942 г.) он рассматривает историю Русской православной церкви в 1920–1930 гг. По его мнению, накануне Октябрьской революции 1917 г. в отношениях между церковью и государством существовал кризис, вызванный многолетним подчинением церкви светской власти. Одним из следствий этого кризиса С.Н. Большаков считал появление и распространение в России сект, негативно настроенных по отношению к Русской православной церкви и русскому правительству. Несмотря на то что положение Русской православной церкви после 1917 г. характеризовалось репрессиями против духовенства, разрушением православных святынь, атеистической пропагандой, С.Н. Большаков считал это время периодом духовного укрепления церкви, связанного с подвигом мученичества за веру. Крах антирелигиозной государственной политики в СССР он считал неизбежным и видел в личности И.В. Сталина деятеля, готового во многом восстановить общественную роль церкви. С.Н. Большаков написал также ряд работ о православных святых, в том числе о преподобном Ниле Сорском, который, по его мнению, придерживался нетрадиционной для Русской церкви позиции, выступая за веротерпимость и невмешательство церкви в мирскую жизнь («Преподобный Нил Сорский», 1960 г.). В воспоминаниях «На высотах духа» (1971 г.) С.Н. Большаков описал свои встречи и беседы с православными старцами и монахами Коневецкого и Псково-Печерского монастырей, Александро-Невской лавры, Афона. Его докторская диссертация посвящена сравнению католической богословской системы Иоганна Адама Мелера и взглядов Алексея Степановича Хомякова. С.Н. Большаков пришёл к выводу, что позиции этих богословов в учении о единстве церкви очень близки, однако система И.А. Мелера лучше разработана и в большей степени опирается на Священное Писание и святоотеческое наследие. Вместе с тем он отметил, что А.С. Хомяков глубже проникает в сущность «невидимой Церкви», раскрывает её внутреннее, духовное содержание. С.Н. Большаков исследовал биографию А.С. Хомякова, проследил развитие его взглядов, подробно анализировал богословские труды (особенно работу «Церковь одна»). Отдельную главу посвятил отношениям между А.С. Хомяковым и Х.Д.Ф. Палмером, полагая, что именно переписка с Х.Д.Ф. Палмером помогла А.С. Хомякову сформулировать его учение о единстве церкви. С.Н. Большаков рассмотрел влияние идей А.С. Хомякова на русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв. (Владимира Сергеевича Соловьёва, Николая Александровича Бердяева, Сергея Николаевича Булгакова).

 
PR-CY.ru