Словарь по христианству Б БАГРЕЦОВ Фёдор Алексеевич

БАГРЕЦОВ Фёдор Алексеевич

БАГРЕЦОВ Фёдор Алексеевич (1812–1874 гг.) – регент Чудовского хора, учитель церковного пения, автор духовно-музыкальных сочинений. Сын сельского дьячка. В 1820 или 1821 г. был взят из первого класса Заиконоспасского духовного училища в хор Московского митрополита, называвшийся Чудовским. Пребывание в хоре в качестве певчего-солиста завершилось к 18 годам, после чего Ф.А. Багрецова оставили там же учителем малолетних певчих. В 1835 г. Ф.А. Багрецов – походный регент отделения хора, сопровождавшего Филарета (Дроздова) в поездках в Санкт-Петербург, где он слушал пение капеллы графа Дмитрия Николаевича Шереметева, пользовался советами по теории музыки одного из опытных певчих этой капеллы и перенял манеру постановки хорового дела у дирижёра капеллы Петра Антоновича Сапиенцы. В Москве Ф.А. Багрецов брал уроки теории у учителя музыки при Московском университете Даниила Никитича Кашина и совершенствовался в игре на скрипке под руководством капельмейстера Большого театра Ивана Ивановича Иоганниса. В 1846 г. Ф.А. Багрецов выдержал экзамен на звание регента в Придворной певческой капелле. Ещё в 1840 г. митрополит Филарет, оценивший умелое управление отделением, назначает его регентом Чудовского хора. В течение 34 лет Ф.А. Багрецов руководил митрополичьим хором при постоянном внимании и поддержке со стороны митрополита. За это время Чудовский хор достиг большого совершенства в искусстве церковного пения благодаря великолепному подбору голосов и тщательнейшей репетиционной работе, приобрёл славу образцового и стал самым популярным и любимым у москвичей. Пение хора под управлением Ф.А. Багрецова отличалось стройностью, выдержанностью стиля и молитвенным настроем, простотой и в то же время изяществом, глубоким пониманием богослужебного текста исполнителями. Хор пел на службах митрополита в Чудовом монастыре, в различных храмах Москвы, в домовой церкви митрополита на Троицком подворье; с 1843 г. участвовал в богослужениях и в двух ежегодных службах в церкви Шереметевского странноприимного дома, а с 1850 гг. стал петь (отделениями) по приглашению в различных приходах: в храмах Успения на Могильцах, Никиты мученика на Старой Басманной, Троицы на Грязех, Троицы на Арбате и др. Хор при Ф.А. Багрецове исполнял старый певческий репертуар: от произведений Максима Созонтовича Березовского, Бальтассаре Галуппи, Артемия Лукьяновича Веделя, Дмитрия Степановича Бортнянского, Степана Аникиевича Дегтярёва до сочинений протоиерея Петра Ивановича Турчанинова, Алексея Фёдоровича Львова, Андрея Петровича Есаулова, протоиерея Михаила Александровича Виноградова, Николая Ивановича Бахметева. В 1863 и 1867–1868 гг. при участии объединённого хора из чудовских и синодальных певчих под управлением Ф.А. Багрецова в Москве состоялись первые три концерта духовной музыки, вызвавшие колоссальный интерес у любителей церковного пения. При Ф.А. Багрецове из Чудовского хора вышла плеяда молодых регентов, его учеников: Степан Алексеевич Смирнов (будущий старший учитель пения в Придворной певческой капелле), Пётр Ионович Сахаров, Павел Арсеньевич Скворцов и Алексей Егорович Светлов, руководившие хором в последующие годы. Ф.А. Багрецов занимался композицией нерегулярно, подчёркивая, что сочиняет исключительно для своего хора; тем не менее, его духовно-музыкальные сочинения расходились в копиях по московским храмам. Биографу регента Николаю Егоровичу Зипалову удалось собрать 28 из 40 сочинений Ф.А. Багрецова и опубликовать их на свои средства в 1914 г. в Петрограде в виде сборника и отдельными номерами. Сочинения и переложения Ф.А. Багрецова, написанные звучно и несколько размашисто, скорее, шаблонны, чем оригинальны, не отличаются выдержанным стилем и композиторским чутьём; они вполне в духе его времени, хотя им далеко до лучших образцов.

 
PR-CY.ru