БАРАНОВСКИЙ Пётр Дмитриевич - Страница 2

Во Владимире и области обследовал и реставрировал храмы великомученика Георгия в Юрьеве-Польском (1922–1950 гг.), Княгинина монастыря (1924 г.), великомученика Димитрия Солунского (1939–1941 гг.). П.Д. Барановский занимался реставрацией и консервацией храмов в Коломенском (Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божьей Матери, великомученика Георгия, в 1920 – начале 1930 гг.), работал над проектами реставрации Симонова монастыря (1929–1930 гг.), церкви св. Параскевы в Охотном ряду (1928 г.), Спасского собора Андроникова монастыря (1922–1923 гг.), Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы (1923, 1927, 1936–1939 гг.), Новоиерусалимского монастыря (1943–1959 гг.), Успенского и Воскресенского храмов, ансамбля палат, ворот и башен Крутицкого подворья (1947–1959 гг.) и др. Важнейшими проектами, осуществлёнными им в Москве, стали раскрытие и реставрация собора Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади (1925–1928 гг.). Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе. В предвоенные годы П.Д. Барановский осуществлял научное руководство реставрационными работами в Троице-Сергиевой лавре (1937–1938 гг.): в церквах святых Зосимы и Савватия, Святого Духа, больничных палатах и др. Ему принадлежит выдающаяся роль в послевоенной реставрации древнерусских храмов в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке. П.Д. Барановский возглавил комиссию по реставрации киевского Софийского собора (1943–1944 гг.). В Чернигове спас полуразрушенную церковь св. Параскевы («Пятницкая»; 1943–1945; 1956–1963 гг.), собрал материалы о более чем 1700 древнерусских зодчих для задуманного им «Словаря древнерусских зодчих». Его интересовали проблемы взаимовлияния храмовой архитектуры Руси, Кавказа, Византии и Балканских стран. Он придерживался «теории самобытности», являясь последователем Ивана Егоровича Забелина (1820–1908 гг.). П.Д. Барановский воспитал плеяду реставраторов и историков архитектуры национально-романтического направления. Похоронен в Донском монастыре. На практике им были опробованы новые приёмы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработан метод укрепления средневековых зданий с помощью железобетона; проведена в жизнь идея создания историко-архитектурных музеев-заповедников на территории монастырских ансамблей, в том числе музеев деревянного зодчества под открытым небом; было создано более 100 реставрационных проектов, из них осуществлено полностью или частично более 70 (архив передан в Государственный музей архитектуры, в 2000 гг. начата его публикация).



 
PR-CY.ru