БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

На иконах этого типа Богоматерь, как и на Боголюбской иконе, предстоит Иисусу Христу, изображённому в небесном сегменте, в левой руке Она держит свиток с молитвой к Господу о спасении человеческого рода, Христос представлен со свитком, содержащим ответ на моление Богоматери. Перед Богоматерью изображены молящиеся святые (например, московские митрополиты Пётр и Иона, князья Борис и Глеб, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие) во главе коленопреклонённого народа или припадающий местночтимый святой, иногда святые (например, преподобные Иосиф Волоцкий, Корнилий Комельский, Трифон Вятский, сонм ростовских святых). Из монастырских и соборных описей XVI–XVII вв. исследователям известно, что такие иконы назывались «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе» и отличались от Боголюбской иконы (предстоящими, пейзажным фоном, свитком в левой руке Богоматери, иногда изображением облака под Её ногами). К числу памятников этого типа принадлежат небольшие домашние и большие храмовые иконы, композиции в составе житийных циклов Богоматери (например, клеймо иконы «Рождество Богоматери, с клеймами земной жизни», середины XVI в., Устюженский краеведческий музей), а также подвесные пелены. С конца XVII – начала XVIII вв. в описях встречаются упоминания эпитета «Боголюбская» в отношении древних изображений Богоматери в молении или Богоматери «Моление о народе»: в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680–1681 гг. иконой «Пресвятая Богородица Боголюбская» названа древняя аналойная икона, на которой изображена Богоматерь в молении; составители описи московского Успенского собора 1701 г. считали образами Богоматери Боголюбской многочисленные иконы с разными вариантами изображения Богоматери в молении, известные по описям первой половины XVII в. как образы «Пречистыя Богородицы молебные». Появление подобных композиций, родственных памятникам XIV–XV вв. с одиночным изображением молящейся Богоматери (Богоматерь в молении на иконе 1430–1440 (?) гг. (традиционно именуемая «Богоматерь Боголюбская», Сергиево-Посадский музей) и на пелене Софии Палеолог 1499 г. из Троице-Сергиева монастыря (Сергиево-Посадский музей), связано с характерным для русского искусства позднего Средневековья интересом к теме соборной молитвы и заступничества Богоматери за православный народ. Определённое сходство икон «Богоматери Молебной» с Боголюбской иконой исследователи объясняют их общим происхождением от древней византийской иконографии Богоматери Параклисис. Они полагают, что под воздействием произведений нового типа на древней Боголюбской иконе появились изображения свитка в руке Богоматери и Иисуса Христа в правом верхнем углу средника. Установление общерусского почитания Боголюбской иконы приходится на последнюю треть XVII в. Считается, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит князь Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Фёдор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест.

 



 
PR-CY.ru