БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Этот небольших размеров образ (около 44,5х26,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к концу XIV в. (венец), а также описи храма позволяют исследователям судить об иконографии утраченной иконы. По мнению И.А. Стерлиговой, икона являлась списком с Боголюбской иконы (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом Суздальско-Нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Дмитриевной, дочерью князя Дмитрия Константиновича Суздальского, женой великого князя Дмитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и за заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова. Встречающиеся в литературе сведения о почитании Боголюбской иконы в Москве XV–XVI вв., как правило, имеют гипотетический характер. Так, икону, находившуюся в кремлёвском Сретенском соборе, затем попавшую в собор Спаса на Бору, было принято связывать с эпохой великого князя Василия II, хотя сохранившийся образ (музеи Московского Кремля) относится к более позднему времени. Существует предположение, что именно Боголюбскую икону в 1518 г. привезли из Владимира в Москву для поновления вместе с иконой Спасителя (иногда отождествляемой с образом «Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном», XII – конец XIV вв.; под записью 1700 г., музеи Московского Кремля). В летописях сообщается о владимирском происхождении привезённых икон, но ничего не говорится об их иконографии. Первым достоверным свидетельством почитания и косвенным свидетельством чудотворений Боголюбской иконы (или её списка) является надпись «Миро святыя Богородици Бо(го)любьское» на золотом ковчеге первой половины XVI в. (Сергиево-Посадский музей) с изображением Богоматери, молящейся перед десницей Божьей, без свитка в руках. Такое же изображение находится на помещённом внутрь этого ковчега более раннем серебряном мощевике. Исследователи не исключают, что надпись возникла в результате «опознания» забытой реликвии, о которой напомнило изображение на старом мощевике. Вероятно, лишь во второй половине XVI в. или позднее были созданы первые точные копии Боголюбской иконы «в меру и подобие» с изображениями Господа в небесном сегменте и свитка в правой руке Богоматери (икона из Сретенского собора – ныне в музеях Московского Кремля; икона из собрания Владимиро-Суздальского музея). По мнению ряда исследователей (Андрей Николаевич Грабар, Мария Александровна Маханько, Наталия Андреевна Маясова, Александр Гаврилович Мельник, Екатерина Сергеевна Овчинникова и др.), с усилением почитания Боголюбской иконы связаны изображения «Богоматери Молебной» или «Моление о народе», распространившиеся в русском искусстве с начала XVI в. и, возможно, известные уже в XV в. (древнейшие точно датированные примеры относятся к 1520–1540 гг., например, пелена Соломонии Сабуровой – 1525 г., Сергиево-Посадский музей).

 



 
PR-CY.ru