Словарь по христианству Б БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (Боголюбовская; празднование 18 июня) – чудотворный образ третьей четверти XII в. Первоначально икона находилась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря близ Владимира, после его разрушения в первой четверти XVIII в. была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведённом в 1751–1756 гг. на месте древнего. Во второй половине XIX в. Боголюбскую икону перенесли в новый монастырский собор (1866 г.), названный в её честь. После закрытия монастыря в 1920 гг. икону поместили в приходскую церковь во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее – в Успенский собор во Владимире. В 1946 г. Боголюбская икона поступила во Владимирский областной краеведческий музей, а в 1992 г. была передана в Успенский собор владимирского Книгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространённому в византийском искусстве XI–XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Её фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображённому в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизантийского времени – изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божьей Матери, гравированное изображение Богоматери на русском серебряном ковчеге XV в. (Сергиево-Посадский музей) – позволяют исследователям предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. На Боголюбской иконе в отличие от других изображений молящейся Богоматери, сопоставленных с отдельным образом Иисуса Христа, голова Богоматери чаще всего опущена, и взгляд не устремлён на Христа. Изображения князя Андрея Боголюбского на иконе, вопреки мнению Николая Николаевича Воронина (1904–1976 гг.), никогда не существовало. По мнению исследователей, иконографические особенности и размеры Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом в Рождественской церкви парным к утраченному изображению Иисуса Христа в рост. Скорее всего, эти иконы имели одинаковые размеры и располагались у восточных столпов храма, являясь частью декора алтарной преграды (близкий по времени пример – фресковые изображения Богоматери Параклисис и Господа Вседержителя на предалтарных столпах в соборе псковского Мирожского монастыря, около 1140–1142 гг.). Икона написана на доске (185х105 см) с широкими полями. Вследствие неоднократных поновлений первоначальная живопись сохранилась очень плохо. Изображение деисусного чина из пяти фигур могло появиться при поновлении иконы в конце XII в. после разорения Боголюбова рязанским князем Глебом. Появление полуфигуры Иисуса Христа в среднике и свитка в руке Богоматери, по предположению Ирины Анатольевны Стерлиговой, относится к рубежу XIII–XIV вв. и связано с инициативой митрополита Максима, переехавшего из Киева во Владимир. В то же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии которого свидетельствует отсутствие золотого фона на Боголюбской иконе.

 



 
PR-CY.ru