БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК

БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК, Борилов Синодик – болгарская редакция начала XIII в. перевода на славянский язык константинопольского патриаршего Синодика в Неделю Православия 843 г., источник по истории средневековой Болгарии, памятник антиеретической литературы эпохи второго Болгарского царства. Выполнена в связи с созывом в 1211 г. в Тырнове царём Борилом церковного Собора для осуждения и искоренения широко распространившейся в Болгарии ереси богомильства и существенно дополнена болгарскими материалами. Начальная часть Синодика царя Борила носит догматико-полемический характер, идейно близкий «Беседе на новоявльшуюся ересь Богумилову» Козьмы Пресвитера. В следующем разделе помещены тексты, обличающие иконоборцев, статьи, осуждающие учение богомилов и их обряды, анафематствования ересиарху, его ученикам и последователям, далее – повествование о созыве и ходе Собора 1211 г. Заключительную часть Синодика царя Борила составляет поминание болгарских архиепископов (позднее патриархов), митрополитов, князей и царей (начиная с Бориса-Михаила), славянских апостолов Кирилла и Мефодия, их учеников (седмочисленников) для подтверждения преемственности церковной иерархии и светской власти от Первого Болгарского царства. В XIII–XIV вв. Синодик царя Борила оказал значительное влияние на сербскую и русскую редакции Синодика в Неделю Православия. Оригинал Синодика царя Борила не сохранился, текст с позднейшими дополнениями дошёл до настоящего времени в Палаузовском (начало 1380 гг.) и Дриновском (конец XVI в.) списках, получивших названия по фамилиям их владельцев в XIX в. (Спиридон Николаевич Палаузов и Марин Стоянов Дринов). Младший лишён конца, обрывается на рассказе о соборе 1211 г. Палаузовский список содержит редакцию, созданную при царе Иоанне Асене II (между 1235 и 1241 гг.) и дополненную при Тырновском патриархе Евфимии (1375–1393), за текстом Синодика царя Борила следуют рассказ о восстановлении патриаршества в Болгарии в 1235 г., помянники позднейших болгарских царей, цариц, патриархов, митрополитов, бояр и воевод. Далее помещены решения Вселенских соборов в Халкидоне, Никее и Константинополе, многолетия царю Иоанну Шишману и его царице, патриарху Евфимию, анафематствования еретикам. На полях кодекса в XV–XVI вв. приписаны помянники валашских и молдавских воевод. В списке С.Н. Палаузова также содержатся четыре нотированных песнопения, выписанных по-гречески без диакритических знаков.

 
PR-CY.ru