Словарь по христианству Б БААЛЬБЕК

БААЛЬБЕК

БААЛЬБЕК – памятник религиозной римской архитектуры в Ливане (85 км к северо-востоку от Бейрута, у истока реки Оронт, в северной части долины Бекаа); город хананеян и финикийцев, расположенный на караванном пути из Дамаска и Пальмиры к финикийским городам Средиземноморского побережья. Освоение места началось в III тыс. до н.э.; идентификация Баальбека как города Ваалат (1 Цар. 9:17–18; 2 Пар. 8:5–6) не получила признания. Название города созвучно с именем семитского божества Ваала (Баала или Хадада). Под прямоугольным двором храма Юпитера находится телль (холм), содержащий малоисследованные остатки святилищ эллинистической, персидской и более ранних (вплоть до VI в. до н.э.) эпох. Важное значение Баальбек приобрёл как эллинистическо-римский религиозный центр в конце I тыс. до н.э. и особенно в первые века н.э. С эпохи Александра Македонского Баальбек стал предметом споров Селевкидов и Птолемеев, причём греки, отождествлявшие Ваала с Гелиосом, назвали Баальбек Гелиополем (по аналогии со священным городом египтян). В I в. до н.э., когда влияние Селевкидов ослабело, Баальбек стал священным городом тетрархов Итуреи и верховных жрецов Халкиды, а около 16 г. до н.э. – римской колонией. С эпохи императора Августа Баальбек становится широко известным в античном мире культовым центром «Гелиопольской триады». Святилище Юпитера, куда приходили императоры с вопросами к оракулу, в I–III вв. усиленно отстраивалось. В Баальбеке сложился огромный комплекс главного храма с гигантскими пропилеями, лестницами, галереями, парадными дворами и ритуальными бассейнами; сохранились несколько менее значительных святилищ того времени. Не ранее конца IV – начала V в. в Баальбеке распространилось христианство. В этот период в прямоугольном дворе храма Юпитера, на месте его главного жертвенника, была поставлена церковь-базилика. После захвата Баальбека арабами в VII в. два его крупнейших храма были использованы для постройки оборонительных сооружений, с XVI в. их начали разбирать и вывозить как материал для строительства Стамбула. Руины Баальбека привлекали внимание путешественников уже в конце XVII в. Колонны, пропилеи, гексагональный двор и другие части храма Юпитера, а также превосходно сохранившиеся «храм Вакха» и «храм Венеры» стали хрестоматийными памятниками архитектуры Римской империи. Первые публикации зарисовок Баальбека ввели его памятники в круг образцов, на которых базировался европейский классицизм. Серьёзные исследования Баальбека были начаты только на рубеже ХIХ–ХХ вв. немецкой экспедицией 1898–1905 гг. (Теодор Виганд), позже Ливанским департаментом древностей. Политическая ситуация в Ливане с 1970 гг. сделала продолжение раскопок невозможным.

 
PR-CY.ru