БИБЛЕЙСКАЯ И АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 2

Исследователи особо выделяют архитектурно-археологические исследования под руководством Л.Ю. Венсана и др. в церкви Рождества в Вифлееме (1911 г.), в Хевроне (Харам, 1920 г.), в Иерусалиме (1912–1956 гг.) и в церкви Гроба Господня (1976 г.). Важнейшие работы Библейская и археологическая школа провела в Айн-эд-Дуке (1919–1921 гг.), Бет-Гуврине (1921 г.), Амуасе (1924–1925, 1935 гг.), Найрабе (Сирия; 1926–1927 гг.), Абу-Гоше (1944 г.), Айн-эль-Мамудийе (1945–1946 гг.) и др. Большой вклад в развитие археологии Палестины внесли раскопки на Телль-эль-Фара (1946–1961 гг.), в Кумране и Вади-Мураббаате (1951, 1953–1956 гг.), на Телль-Кейсане (1971–1980 гг.), Хирбет-эс-Самре (1978–1989 гг.), Эль-Мафраке (1986 г.) и в Аммане (с 1988 г.). Первой крупной экспедицией Библейской и археологической школы после Второй мировой войны (1946–1961 гг., под руководством Р. де Во) на Телль-эль-Фара были открыты культурные слои от эпохи неолита до падения Израильского царства (VIII в. до н.э.). Работа была прервана из-за начала раскопок группы памятников в окрестностях Мёртвого моря: Хирбет-Кумрана (1951, 1953–1956 гг.), Айн-Фешхи (1958 г.) и пещеры Вади-Мураббаат (1952 г.), где были обнаружены новые документы, среди которых особый интерес для исследователей представляют подлинные письма Бар Кохбы. В настоящее время Библейская и археологическая школа вместе с университетами Лёвена и Фрайбурга работает над публикацией материалов об этих раскопках и принимает участие в проекте публикации рукописей Мёртвого моря, где её представляет эпиграфист Э. Пюш. Последним проектом Р. де Во стало изучение взаимоотношений Леванта и Восточного Средиземноморья на примере материкового пригорода Акко Телль-Кейсана (1971–1980 гг.), находившегося под влиянием «народов моря» и жителей Кипра с эпохи поздней бронзы и остававшегося в культурном отношении финикийским вплоть до римского завоевания. Раскопки кладбища с сиро-палестинскими надписями в Хирбет-эс-Самре (50 км от Аммана, на плато южного Хаурана) позволили изучить диалект, возникший, как полагают исследователи, в среде арабов-христиан. Были открыты восемьсот надгробий-стел с крестообразными композициями, из которых сто содержат имена, написанные по-гречески или арамейски, и восемь византийских храмов с мозаичными полами (датируемые с конца византийского периода до начала VII в.; богослужения в них продолжались до VIII в.). Работы на Эль-Мафраке в Северной Иордании, у границы с Сирией, проводились в поисках следов арамейской миграции в раннежелезном веке. В 1988 г. Ж.Б. Эмбер начал археологическое исследование Иордании с раскопок на террасе цитадели Аммана, где были открыты остатки неолитического поселения конца IV тыс. до н.э., остатки царской резиденции эпохи возникновения государства аммонитов в конце VIII в. до н.э., свидетельствующие о влиянии ассирийской культуры в этом регионе. В 1990 г. вышел сотый юбилейный номер журнала «The École Biblique and New Testament» («Библейская школа и Новый Завет»), где была опубликована история Библейской и археологической школы, а также её археологической деятельности, изучения Библии, Древнего Востока. Сотрудники института работают над исследованием (текстологическим и филологическим) недавно опубликованных текстов «Деяний апостолов».



 
PR-CY.ru