Словарь по христианству Б БОГОЛЮБСКАЯ ЗИМАРОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БОГОЛЮБСКАЯ ЗИМАРОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БОГОЛЮБСКАЯ ЗИМАРОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 18 июня) – чудотворный список Боголюбской иконы Божьей Матери, по преданию, стоявший над воротами города Пронска. Во время разорения города татарами икона была расколота на две половины и брошена в кусты, однако чудесным образом срослась (одна половина оказалась немного выше другой) и была явлена в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В память об этом чуде на месте явления иконы был возведён Благовещенский храм. Далее сведения об иконе не встречаются вплоть до 1771 г., когда в Центральной России разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из заболевших москвичей в тонком сне было указано обрести икону в доме помещика Василия Абрамовича Лопухина на Пречистенской улице. Икону нашли на чердаке, и после отслуженного молебна больной получил исцеление. Весть о чуде привела в дом помещика огромное число паломников, и икона была передана в храм, где служил духовный отец В.А. Лопухина. Около 1780 г. икону перевезли в родовое имение Лопухиных – село Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии, где с ней совершались крестные ходы по всей губернии. Особыми чудотворениями Боголюбская Зимаровская икона прославилась в 1831, 1848, 1855, 1860, 1871 и 1892 гг., когда в Рязанской губернии свирепствовали эпидемии холеры. Так, например, известен случай исцеления в 1860 г. насельницы Казанского Явленского девичьего монастыря в Рязани, о чём свидетельствует надпись, вышитая золотом на ризе списка с чудотворной иконы, выполненного в благодарность за исцеление (Рязанский музей-заповедник). В 1849 г. икона избежала гибели в пожаре, будучи вывезена накануне в Скопинский уезд; деревянный храм, в котором она пребывала, полностью сгорел. С 1889 г. чудотворную икону ежегодно привозили в губернский центр на один–полтора летних месяца, где она поочерёдно пребывала в каждом монастыре и храме, а также в домах горожан. Эта традиция сохранялась и после Октябрьской революции: в дневнике рязанского священника Ивана Ивановича Проходцова имеется запись за 1919 г.: «…19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях». В 1925 г. прошение о пребывании иконы в Рязани было отклонено управлением милиции. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Боголюбская Зимаровская икона была написана по подобию образа, созданного по велению князя Андрея Боголюбского, лишь немного отличаясь размерами (186,7х97,8 см), хранилась под серебряным позолоченным окладом, в нижней его части имелась надпись: «…Первая риза сделана г. Лопухиным, вызолочена Шиловским, переделана в 1855 году»; на окладе над главой Богородицы – венец с драгоценными камнями.

 
PR-CY.ru