БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Одно из ранних изображений Бердичевской иконы известно по гравюрам издания 1767 г. типографии монастыря кармелитов, посвящённого торжествам по случаю коронации иконы. В книге два цикла иллюстраций (авторы Т. Раковецкий, Т. Троцкевич, И. Филиппович): первый состоит из восьми гравюр с изображениями чудес от Бердичевской  иконы, на трёх – план временного сооружения для совершения коронации; во второй цикл вошли восемь гравюр, представляющих арки на пути к храму, четыре – с видами интерьера храма. На обороте титульного листа показаны: в верхней части – Бердичевская икона в декоративно-барочном окружении, внизу – процессия, направляющаяся к храму. Бердичевская  икона принадлежит к иконографическому типу Богоматери Одигитрии. Младенец изображён сидящим на левой руке Богоматери, с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет. В левой руке Богоматери плат, правая возлежит на ножках Младенца. Широкое распространение получил расширенный извод иконы, появившийся предположительно не ранее второй трети XVIII в., на котором Богородица (в указанном типе изображения) представлена на башне-колонне, увенчанной хоругвями и воинскими регалиями. В нижней части башни – изображение в ограде храмового сооружения, что исследователи трактуют как монастырь, крепость или Небесный Град одновременно. На нижнем поле Бердичевской  иконы конца XVIII – начала XIX в. (музей истории религий) данного извода приведена строка из Песни Песней Соломона. Таким образом, Богородица уподобляется библейскому образу Давидова столпа, служившему защитой Иерусалима. Данный тип композиции носит название «Палладиум», он особо почитался казачьим воинством. В церкви архангела Михаила станицы Мартанской (Краснодарский край) сохранилась икона начала XIX в. подобного извода, подписанная «Изображение чудотворныя иконы Божией Матери Берди(е)синская», происхождение которой исследователи связывают с иконописной школой станицы Пашковской. В настоящее время новый образ, написанный в 1991 г. в Кракове Б. Муха-Совинской (краткий извод), находится в боковой капелле нижнего костела монастыря ордена босых кармелитов Римско-католической церкви, откуда после окончания ремонтных работ будет перенесён в алтарь верхнего храма. Интронизация этой иконы состоялась 19 июля 1997 г., 19 июля 1998 г. – её рекоронация. В дни празднования (16 июля – Матери Божией св. Скапулярия, 8 декабря – Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии) этой иконе в монастырь стекается большое количество католических паломников. Среди православной паствы Житомирской епархии почитание современного образа не наблюдается.



 
PR-CY.ru