Словарь по христианству Б БАХЧИСАРАЙСКАЯ (МАРИУПОЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БАХЧИСАРАЙСКАЯ (МАРИУПОЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БАХЧИСАРАЙСКАЯ (МАРИУПОЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 15 августа). Согласно преданию, Бахчисарайская икона явилась в Крыму близ г. Бахчисарая (Республика Крым) по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея. Икона была обретена в сияющем ореоле на скале, рядом был найден распавшийся на части змей. Бахчисарайская икона почиталась как христианами, так и мусульманами, нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы. По другой версии (записана в XIX в. протоиереем Родионовым и Василием Христофоровичем Кондараки со слов жителей Крыма), образ был обретён на скале в 10 саженях от земли пастухом местного князя Михаила (по другой версии – пастухом Михаилом). Перенесённая в княжеский дом, икона несколько раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм. В память о дне явления Бахчисарайской иконы храм был освящён в честь Успения Богородицы. Некоторые авторы (Д.А. Хараджаев) отдают предпочтение второй версии и явление иконы относят к VIII в. Вместе с тем легендарный характер сказаний и исторические свидетельства о миграции в Крым анатолийских греков после взятия Константинополя турками не исключают (Александр Львович Бертье-Делагард) возможности принесения иконы в Крым из окрестностей Трапезунда (монастырь Панагии, или Панагии Сумелы). Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII в. (статейный список посольства в Крым 1680–1681 гг.). В 1778 г., при последнем Готфском митрополите Игнатии (Газадини), Бахчисарайская икона была перенесена в г. Мариуполь, где с 1780 г. находилась в специально сооружённой для неё деревянной церкви в честь Успения Богородицы. В 1848 г. икона прославилась чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали спасение города в 1855 г., во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 г. Бахчисарайская икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря (в аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма). Икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о её сравнительной древности и византийском происхождении. По мнению Дмитрия Власьевича Айналова (1862–1939 гг.), была написана в XI в., Никодима Павловича Кондакова (1844–1925 гг.) – в XIV в. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке (размер около 89х52 см). Развивая предположение А.Л. Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, Н.П. Кондаков установил композиционное сходство Бахчисарайской иконы с изображением Богоматери из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии – Аксайской и Зимненской. Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 г. (?) на средства от продажи приношений к иконе. В конце XIX – начале XX вв. Бахчисарайская икона была очень ветхой, судьба её после 1918 г. неизвестна.

 
PR-CY.ru