Словарь по христианству Б БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович

БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович

БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1822–1865 гг.) – ориенталист, сын протоиерея, составителя первой грамматики монгольского языка. В раннем возрасте остался сиротой. В 1842 г. окончил Иркутскую духовную семинарию первым по разрядному списку. Назначен учителем в уездное училище, но, узнав об открытии Казанской духовной академии, поступил в неё, где (как и в духовной семинарии) интересовался философскими, математическими науками и монгольским языком. Посещал лекции профессора Осипа Михайловича Ковалевского (1800–1878 гг.) в Казанском университете, пользовался принадлежавшей ему библиотекой буддийской литературы. В 1844 г. при Казанской духовной академии были открыты курсы восточных инородческих языков. Для преподавания на них в январе 1845 г. были приглашены профессора Казанского университета Александр Васильевич Попов (монгольский и калмыцкий языки) и Александр Касимович Казембек (турецкий и татарский языки). Лучшим учеником первого стал А.А. Бобровников, второго – Николай Иванович Ильминский (1822–1891 гг.), друг и однокурсник А.А. Бобровникова. В академии А.А. Бобровников приступил к написанию подробного разбора буддийского учения, но из-за болезни ограничился курсовым сочинением «О различии между христианством и буддийским учением о любви к ближним». 20 июня 1846 г. А.А. Бобровников был командирован в Калмыцкую степь на три месяца для составления грамматики калмыцкого языка. В отчёте о поездке учёный описал буддийско-шаманские верования и обряды калмыков, выявил причины слабости среди них христианской миссии. 10 октября 1846 г. А.А. Бобровников был определён бакалавром математики в Казанскую духовную академию с разрешением сверхштатного преподавания монгольского и калмыцкого языков. 21 мая 1848 г. представил правлению академии монголо-калмыцкую грамматику, которая была рекомендована к использованию во всех духовно-учебных заведениях, где преподавался калмыцкий язык; в 1850 г. она была отмечена второй Демидовской премией императорской Академии наук. В 1850–1851 гг. А.А. Бобровников вместе с бурятом Галсаном Гомбоевым собирал материалы для монголо-калмыцкой хрестоматии, перевёл на разговорный калмыцкий язык краткий катехизис с изложением священной истории, разрабатывал богословскую терминологию в калмыцком языке, написал большое число отзывов и рецензий на труды русских миссионеров. После редакторской работы А.А. Бобровникова, которая продолжалась почти три года, был издан калмыцкий словарь священника Пармена Смирнова. В 1850 г. А.А. Бобровников и Н.И. Ильминский составили проект улучшения постановки миссии среди инородцев, благодаря которому в Казанской духовной академии по указу Синода от 18 мая 1854 г. были открыты миссионерские отделения, в том числе противобуддийское. А.А. Бобровников преподавал монгольский и калмыцкий языки, буддийское учение с противобуддийской полемикой, миссионерскую педагогику. На занятиях особое внимание уделял изложению философии и вероучения буддизма. По поручению Российского географического общества перевёл и откомментировал калмыцкий эпос «Джангар», через два года был издан составленный им по монгольским рукописям «Курс буддийского учения». 23 декабря 1854 г. А.А. Бобровников был избран членом-корреспондентом Археологического общества. После перевода Восточного разряда из Казанского университета в Санкт-Петербургский он покинул Казань и 1 июня 1855 г. поступил на должность попечителя киргизов в Орской крепости, выполнял переводческую работу. Затем был назначен советником счётного отделения Оренбургской пограничной комиссии. Спустя некоторое время учёный попытался вернуться в Казань, но заболел и через два месяца скончался. В судьбе семьи А.А. Бобровникова приняли участие его друзья Н.И. Ильминский и Иван Яковлевич Порфирьев.

 
PR-CY.ru