БЕКА ОПИЗАРИ

БЕКА ОПИЗАРИ – грузинский мастер чеканки по металлу конца XII – начала XIII вв. Его творчество было связано с монастырём Опиза, в грузинской исторической области Кларджети, основание которого приписывается царю Картли Вахтангу Горгасали (конец V – начало VI вв.). С этим же монастырём было связано творчество старшего современника Бека Опизари, также грузинского мастера чеканки по металлу, Бешкена Опизари, автора оклада Бертского Четвероевангелия (вторая половина XII в.; Государственный музей искусств Грузии). Документально установлено, что Бека Опизари принадлежат три произведения, из которых до нас дошли два. Оклад иконы Анчийского Спаса был выполнен по заказу епископа Анчийского Иоане Ркинаели (1184–1193 гг.; Государственный музей искусств Грузии), о чём сообщает надпись в его нижней части, упоминающая имя мастера: «Окована рукою Бека, Христе, помилуй его». Бека Опизари принадлежит чеканное обрамление средника иконы (ширина 13 см), состоящее из чередующихся пластин с фигуративными (в верхней части «Престол уготованный» (в центре), архангел Михаил и Гавриил; в средней – Богородица и св. Иоанн Креститель; в нижней – апостол Иоанн (в центре), Пётр и Павел) и орнаментальными (виноградная лоза) изображениями. Оклад является показательным памятником XII в. и в полной мере отражает тенденцию к декоративности, в том числе и в пластике фигур. Оклад Цкароставского Четвероевангелия, созданного по заказу епископа Тбетского Иоане (1193 или 1195 г.), украшен рельефными чеканными композициями «Распятие» (на лицевой стороне) и «Деисус» (на оборотной), вписанными в крест. Сохранилась надпись с именем мастера: «Христос, помилуй златокузнеца Бека Опизари» (между изображениями Спасителя и Богоматери в композиции «Деисус»). О принадлежности оклада Цалкского Четвероевангелия (1193–1207 гг.; не сохранилось) руке Бека Опизари свидетельствует приписка к рукописи: «И по мере сил своих дал оковать богом благословенному, достойному златоваятелю Бека». О внешнем виде памятника сведений не сохранилось. Произведения Бека Опизари (как и Бешкена Опизари) отмечены высоким художественным уровнем исполнения, устойчивыми отличительными чертами, позволяющими исследователям говорить о них как о работах отдельной, так называемой опизской, художественной школы, оказавшей влияние на другие грузинские школы чеканки по металлу.

 
PR-CY.ru