БЕК Ханс Георг - Страница 3

Наряду с богословской и церковно-исторической проблематикой социальная история Византии принадлежала к излюбленным темам его творчества, при этом Х.Г. Бек обращался уже в 1960 гг. к вопросам, которые разрабатывались почти исключительно учёными социалистических стран: например, социальная история столицы Византийской империи. В истории византийской литературы Х.Г. Бека особенно привлекали проблемы её доступности для населения империи, чему посвящён написанный им раздел «История рукописной традиции византийской литературы» в сборнике «Рукописная традиция античной литературы и Библии», а также статья «Читательский круг византийской народной литературы» (1975 г.). Занятия византийской литературой на народном языке увенчались изданием «Истории византийской народной литературы» (1971 г.). Х.Г. Бека также занимал вопрос о том, как сами византийцы относились к собственной (в том числе богословской) литературе: опубликованная им в серии изданий докладов заседаний Австрийской Академии Наук статья «Литературное творчество византийцев» с подзаголовком «Пути к его пониманию» (1974 г.) содержала не только призыв оценивать «каждую литературу… по её наилучшим достижениям», но и признание в том, что постижение византийской литературы предполагает «преодоление многовековых предубеждений», которые со времён раскола христианской Европы на рубеже XII–XIII вв. сделали византийскую литературу малопонятной для Запада. Будучи концептуально мыслящим исследователем, Х.Г. Бек пытался решать вопрос о тех параметрах, которые определяли Византию как самобытное историческое явление в истории христианских государств Средневековья. В его докладе на Международном конгрессе византинистов в Афинах (1976 г.) была впервые сформулирована (опубликовано: «Византинистика сегодня». 1977 г.), а позже развернута обстоятельнее (в книге «Византийское тысячелетие», 1978 г.) концепция «политической (в аристотелевском смысле государственной) ортодоксии», предполагающая государственную (т.е. императорскую) ответственность за чистоту православной веры и благоденствие империи и одновременно легитимацию императорской власти православием. Наряду с развёрнутым изложением проявлений и форм бытования этого феномена в византийском обществе «Византийское тысячелетие» содержит и обобщающие очерки, посвящённые богословию, монашеству, вере византийцев.



 
PR-CY.ru