БИЦИЛЛИ Пётр Михайлович

БИЦИЛЛИ Пётр Михайлович (1879–1953 гг.) – историк христианского Средневековья, культуролог, профессор Новороссийского и Софийского университетов. После окончания историко-филологического факультета Новороссийского университета (1904 г.) был оставлен как стипендиат на кафедре всеобщей истории. В 1910 г. сдал магистерский экзамен и был избран приват-доцентом. В 1917 г. в Петроградском университете защитил диссертацию «Салимбене: Очерки итальянской жизни XIII в.», которая получила высокую оценку научного сообщества не только как оригинальный труд о хронисте XIII в., но и как исследование исторической и социальной психологии Средневековья. Преподавал на кафедре всеобщей истории Новороссийского университета и Одесских высших женских курсах. В 1920 г. эмигрировал в Сербию. До 1944 г. был членом Русского академического союза. В 1920–1923 гг. преподавал в университете в г. Скопье (Македония), с 1924 г. заведовал кафедрой новой истории Западной Европы Софийского университета. По истечении срока контракта, в 1948 г., после гонений и многочисленных идеологических проработок был уволен из университета без пенсии. Исследователи причисляют П.М. Бицилли к Петербургской школе медиевистики, возглавлявшейся Иваном Михайловичем Гревсом (1860–1941 гг.), для методов которой были характерны индивидуализация исторического материала, отказ от обобщающих формулировок. Научный метод П.М. Бицилли также во многом был схож с интуитивизмом Анри Луи Бергсона (1859–1941 гг.). Конечной целью всех его трудов являлось выявление индивидуального путём «открытий», а не «формул». Другим аспектом методологии П.М. Бицилли является замена философии истории философией культуры. Перед его отъездом из России вышли основные исследования П.М. Бицилли по античной и средневековой истории: «Падение Римской империи» (Одесса, 1919 г.), где затрагивается вопрос о роли христианской религии в падении Римской империи и как следствие этого о кризисе античного мира, и «Элементы средневековой культуры» (Одесса, 1919 г., СПб., 1995 г.), где заявлены некоторые «сквозные» темы научного творчества: вывод о статичности, универсальности западного средневекового миропонимания, продиктованного единством культуры, её полным подчинением церкви; отсюда трактовка католической церкви как единой и единственной. Впоследствии, в 1922–1923 гг., уже будучи в эмиграции, П.М. Бицилли публиковал статьи общего историко-культурного характера в евразийских изданиях. В статье «Восток и Запад в истории Старого Света» (1922 г.) он предлагал рассматривать концепцию Старого Света не как историю противостояния Запада и Востока, а как взаимодействие центра и окраин, представленных «окраинными народами» – кочевниками. В статье «Католичество и Римская Церковь» П.М. Бицилли критически оценивал «тоталитарные» аспекты католицизма, но не с позиций евразийства или православия, а с точки зрения их несовместимости с современной культурой. В книге «Очерки теории исторической науки» (Прага, 1925 г.) П.М. Бицилли выступил против рационализации истории и доказал несостоятельность её моделирования, если метод убивает «индивидуальное», «случайное». Данное противоречие рассматривалось им как антиномия всей исторической науки, выраженная в эволюции и творчестве. В конце 1920 гг. П.М. Бицилли постепенно переходит от исторической науки к трудам по филологии, лингвистике, культуре.

 
PR-CY.ru