Словарь по христианству Б БЕЗМИН Иван Артемиевич

БЕЗМИН Иван Артемиевич

БЕЗМИН Иван Артемиевич (1653–1696 гг.) – московский живописец и иконописец, дворянин; сын оружейного мастера Артемия Безмина, переведённого в 1660 г. в Москву из Устюжны-Железнопольской. В 1661 г. был определён в Оружейную палату учеником живописных дел мастера Станислава Лопуцкого, в 1667 г. – ученик Даниила Вухтерcа. За время службы в Оружейной палате (с 1670 г.) воспитал 37 учеников. С 1668 г. И.А. Безмин активно работал как придворный живописец-декоратор над украшением царских покоев, нередко вместе с Дорофеем Золотарёвым и Богданом Салтановым. Первой его самостоятельной работой такого рода были росписи столовой палаты царевича Алексея Алексеевича в 1668 г., последней – росписи хоро́м царицы и царевен в 1684–1685 гг. И.А. Безмин принимал участие в храмовых стенописных работах. Иногда это были орнаментальные росписи «под аспид», например, церковь Спаса Нерукотворного и её придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи (ранее Иоанна Белградского) в Московском Кремле (1679 г.), в других случаях – сюжетные композиции (росписи и починка стенописей в дворцовой церкви преподобномученицы Евдокии, 1678 г.). В 1685 г. мастер участвовал в выполнении стенописи в традиционной технике фрески при западном входе в собор кремлёвского Вознесенского монастыря. И.А. Безмин украшал также царские хоромы в подмосковных сёлах – в Новом Воскресенском на Пресне и в Алексеевском (1680 гг.?). Для хоро́м членов царской семьи (главным образом, для царя Феодора Алексеевича) И.А. Безмин с конца 1670 гг. писал иконы на холсте живописным письмом, например, в 1683 г. образы Божьей Матери «Живоносный Источник» и «Всех скорбящих Радость» (первая композиция такой иконографии в русской практике), а также на металлических и традиционных деревянных досках. И.А. Безмин оформлял храмовые интерьеры, участвовал в изготовлении, росписи и золочении деревянных иконостасов и клиросов (церкви Спаса Нерукотворного и преподобномученицы Евдокии в Московском Кремле). В 1679 г. для Покровской церкви в царской загородной резиденции в Измайлове он написал на полотне «Распятие Господне». В 1680 г. вместе с Богданом Салтановым выполнил живописью на холсте цикл евангельских притч для придворной церкви Спаса Нерукотворного, а также композиции «Страшный Суд», «Снятие с Креста», «Воскресение Христово», «Вознесение» и «Мария Магдалина» для дворцовой молельни, где была устроена Голгофа. Известно, что у И.А. Безмина была западноевропейская лицевая Библия, которую в 1677 г. у него выкупили для государя. Точно атрибутируемых произведений И.А. Безмина не выявлено. Некоторые исследователи приписывают ему участие в создании икон в технике, сочетающей аппликацию из шёлковых тканей и масляную живопись, в молельне при дворцовой церкви Распятия (Воздвижения Креста Господня) в Московском Кремле. Не исключено, что он был автором нескольких сохранившихся полковых знамён.

 
PR-CY.ru