Словарь по христианству Б БАХМЕТЕВ Николай Иванович

БАХМЕТЕВ Николай Иванович

БАХМЕТЕВ Николай Иванович (1807–1891 гг.) – русский композитор и скрипач. Воспитывался в Пажеском корпусе, брал уроки игры на скрипке у Франца Бёма (1788–1846 гг.). До 1842 г. находился на военной службе, вышел в отставку в чине полковника, впоследствии получил чин генерал-майора. В 1842–1861 гг. жил в своём родовом имении в Саратовской губернии, дважды (по другим источникам – четырежды) избирался предводителем губернского дворянства. Из крепостных музыкантов Николай Иванович Бахметев составил хор и оркестр, в репертуар которых входили выдающиеся произведения западноевропейской классики (например, оратория Йзефа Гайдна «Сотворение мира», Девятая симфония Людвига ван Бетховена и др.). Николай Иванович Бахметев – типичный представитель «помещичьей культуры» начала XIX в., для достижения высокого качества исполнения применял и физическое наказание крепостных музыкантов. В 1848–1851 гг. устраивал в Саратове силами крепостных артистов концерты, оказавшие влияние на развитие музыкальной жизни города, выступал в них как солист-скрипач. В 1861–1883 гг. – директор Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. В 1869 г. под его редакцией был издан «Обиход нотного церковного пения», послуживший основой для всех прочих певческих сборников, выпущенных при нём Капеллой. Церковные напевы подверглись в нём значительным сокращениям и изменениям, получили несвойственную им гармоническую обработку с использованием диссонансов и хроматизмов. Новгородский архиепископ Арсений (Стадницкий) назвал его «Обиход» «непоправимым злом» для напевов православной церкви. Усложнённый гармонический стиль отличает и собственные сочинения Николая Ивановича Бахметева, для которых характерно также обилие имитаций, затрудняющих восприятие текста. В цикле «29 причастных стихов» он поставил себе цель «дать каждому стиху своё музыкальное значение», а в предисловии к изданию писал о том, что стремится исправить недостаток единообразного пения причастных стихов на один напев. Но музыкальное решение, основанное на светских жанрах (марш, ариозо и т.п.), противоречило содержанию церковных текстов, о чём весьма резко высказался в журнале «Домашняя беседа» анонимный критик (возможно, Владимир Фёдорович Одоевский). Николай Иванович Бахметев последним из директоров Капеллы пользовался неограниченным правом цензуры всех духовно-музыкальных сочинений, что сковывало развитие композиторского творчества в области церковного пения. В 1879 г. он был инициатором конфискации тиража только что изданной Петром Ивановичем Юргенсоном (1836–1904 гг.) «Литургии» Петра Ильича Чайковского как лишённой «всякого церковного элемента». После судебного дела, выигранного издателем, был вынужден подать в отставку и выплатить денежную компенсацию, а Капелла сохранила право лишь на цензуру песнопений, предназначенных для исполнения при богослужении. Похоронен в своём имении. Здесь же в 1908 г. по почину Саратовского епархиального училищного совета была открыта 2-классная церковнопевческая школа с дополнительным певческим классом по подготовке регентов церковных хоров и музеем Николая Ивановича Бахметева.

 
PR-CY.ru