Словарь по христианству Б БУДДЕЙ Иоганн Франц

БУДДЕЙ Иоганн Франц

БУДДЕЙ Иоганн Франц (1667–1729 гг.) – немецкий лютеранский теолог. Родился в семье пастора, учился в Виттенбергском университете, где в 1687 г. получил степень магистра, а в 1689 г. стал адъюнктом на философском факультете. В том же году переехал в Йену, где продолжил образование и преподавание в университете. В 1692 г. И.Ф. Буддей стал учителем латыни и греческого языка гимназии в Кобурге, но вскоре получил место профессора моральной философии в университете в Галле (1693–1704 гг.). В 1705 г. вернулся в университет Йены в качестве профессора теологии и оставался на этой должности почти четверть века, до своей кончины. И.Ф. Буддей писал теологические, философские и исторические сочинения, в том числе учебные пособия, выдержавшие много изданий. Как теолог он был сторонником лютеранской ортодоксии, что нашло выражение в труде «Наставления в догматическом богословии» («Institutiones theologicae dogmaticae». Lpz., 1723). В то же время стремился преодолеть схоластический формализм полемической теологии, хотя и допускал в трактовке Откровения рационалистические элементы; подчёркивал значение доктрины «для истинно христианской жизни». Это сближало его с пиетистами, борьбу с которыми он считал ошибочной. В философии И.Ф. Буддей был эклектиком, уделял большое внимание проблемам этики. Его главной работой в этой области стало «Наставление в нравственном богословии» («Institutiones theologicae moralis». Lpz., 1711). Для него оказались неприемлемы характерная для раннего этапа Просвещения в Германии философия Христиана Вольфа (1679–1754 гг.), а также философские построения Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.), воспринятые И.Ф. Буддеем как атеизм («Theses theologicae de atheismo et superstitione». Jena, 1716). Разносторонняя учёность И.Ф. Буддея сказалась в его трудах, посвящённых древним периодам истории религии. Наибольшую известность получила его книга «Историко-богословское введение в мир богословия и его частей» («Isagoge historico-theologica ad theologicam universam singulasque eius partes». Lpz., 1727). И.Ф. Буддей издал сочинения и проповеди инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.) со своим предисловием, высоко оценённым Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646–1716 гг.), «Историю богемских братьев» Яна Амоса Коменского (1592–1670 гг.). В предисловии к этому труду проявились экуменические черты мировоззрения И.Ф. Буддея. Его книги находились в библиотеке Феофана (Прокоповича; 1681–1736 гг.). По мнению исследователей, именно его имел в виду И.Ф. Буддей, публикуя в форме письма «другу, живущему в Москве», свою апологию лютеранства. В ней он дал критику обвинений лютеран, которая содержалась в книге «Камень веры» митрополита Рязанского Муромского Стефана Яворского (1658–1722 гг.) – «Epistola apologetica pro ecclesia lutherana: contra calumnias et obtrectiones Stephani iavorskii». Jena, 1729 г.

 
PR-CY.ru