БАРСОВ Елпидифор Васильевич - Страница 2

Большое значение сохраняют его исследования по истории русского старообрядчества. Важнейшим направлением научной деятельности Е.В. Барсова была археография. Он открыл и опубликовал большое число историко-литературных памятников и актов, составил описания книг Выголексинской библиотеки, старообрядческих рукописей Николая Ивановича Попова (1834–1870 гг.), рукописей ярославского архиерейского дома, описание актов из архива историка Николая Андреевича Маркевича (1804–1860 гг.) и др. Е.В. Барсов являлся одним из организаторов Всероссийской антропологической выставки (Москва, 1879), для которой составил программу по собиранию этнографических данных (1878), подготовил описание этнографического отдела выставки («Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». 1879. Т. 35. Ч. 2. Вып. 6). Коллекция Е.В. Барсова, начало которой было положено в Петрозаводске, являлась одним из наиболее крупных частных собраний в России. Она включала в себя богатейшее собрание рукописей, собрание старопечатных книг, археологическую коллекцию, научную библиотеку. Основную часть рукописей Барсов приобрёл у старообрядцев Олонецкого края и у известных московских книготорговцев С.Т. Большакова, М.П. Вострякова, И.Л. Силина, П.В. Шибанова, а также на Сухаревском рынке в Москве. Многие рукописи он получил в подарок или в результате обмена. К нему попало несколько книг из Выголексинской библиотеки, которая в 1862–1863 гг. была перевезена в Петрозаводск (хранилась при архиерейском доме) и где её описывал Е.В. Барсов. Кроме того, учёному удалось приобрести значительное количество рукописей, происходивших из архива Выговской пустыни, у местных крестьян. В его собрание входят списки книг Священного Писания, творений отцов церкви, богослужебных книг, в том числе на крюковых нотах, историко-литературных, учебных, медицинских и других сочинений, а также документы из архивов ряда русских монастырей. К числу уникальных рукописей собрания относятся Библия XV в. догеннадиевской редакции из новгородского Юрьева монастыря, Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского в списке 1348 г., имеющее вкладную запись Болгарского патриарха Феофана Тырновского, Законник сербского царя Стефана Душана в списке XV в., Хронограф русского годуновского времени, восходящий к особому древнему оригиналу, «Книга, глаголемая Назиратель» в списке XVI в., «Богатырское слово», посвящённое киевским былинным богатырям, в списке XVII в., и др. Наиболее многочисленными в собрании Барсова являются старообрядческие рукописи, среди которых выделяется Пустозёрский сборник с автографами протопопа Аввакума, попа Лазаря, диакона Феодора Иванова и инока Епифания. В собрании содержится большое число сочинений старообрядцев-поморцев, рукописи представителей других согласий, связанные, в частности, с деятельностью Рогожского и Преображенского кладбищ в Москве. Помимо полемических сочинений коллекция Барсова включает в себя старообрядческие исторические произведения (летописцы, «История об отцах и страдальцах Соловецких» Семёна Денисова, «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова и др.), житийную литературу (жития протопопа Аввакума, боярыни Ф.П. Морозовой, епископа Коломенского Павла, Андрея и Семёна Денисовых, Корнилия Выговского, «Виноград российский» Семёна Денисова и др.), надгробные и похвальные слова, поучения, послания, духовные стихи, апокрифы и др.

 



 
PR-CY.ru