Словарь по христианству Б БАРСОВ Елпидифор Васильевич

БАРСОВ Елпидифор Васильевич

БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836–1917 гг.) – исследователь древнерусской и старообрядческой литературы, фольклора Русского Севера, археограф, собиратель. Родился в семье православного священника. После окончания Устюженского духовного училища учился в Новгородской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1861 г. со степенью кандидата богословия. Был назначен преподавателем логики и психологии в Олонецкую духовную семинарию в Петрозаводске. Записывал народные песни, плачи, былины, предания, пословицы, поверья и заговоры Олонецкого края. Систематически начал заниматься собиранием произведений фольклора после знакомства с этнографом, собирателем устного народного творчества севера России Павлом Николаевичем Рыбниковым (1831–1885 гг.); часть своих записей Барсов опубликовал в книге «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» (М., 1867. Т. 4). В 1867 г. Е.В. Барсов записал крестьянские похоронные, рекрутские и свадебные плачи и причитания в исполнении народной сказительницы Ирины Андреевны Федосовой («Причитания Северного края». М., 1872–1886. 3 т.; СПб., 1997. 2 т.). Книга была отмечена золотой медалью Русского географического общества и удостоена Уваровской премии. Опубликованные в ней тексты привлекли к себе внимание многих русских писателей, использовавших их в своём творчестве (Н.А. Некрасов, П.И. Мельников-Печерский, М.М. Пришвин, М. Горький и др.). Встречи со старообрядцами-беспоповцами, жившими в Олонецком крае, пробудили интерес учёного к истории и книжности русского старообрядчества. В 1860 гг. в «Олонецких губернских ведомостях», «Памятной книжке Олонецкой губернии», в некоторых столичных изданиях публиковались многочисленные труды Барсова по истории и этнографии Олонецкого края, фольклору, истории старообрядчества. В эти же годы он начал заниматься коллекционированием рукописных и других материалов, связанных с историей Русского Севера. В 1870 г. по приглашению хранителя отделения рукописей и старопечатных книг Московского публичного и Румянцевского музеев Алексея Егоровича Викторова (1827–1883 гг.) Е.В. Барсов переехал в Москву для работы помощником хранителя отделения. В 1873 г. стал библиотекарем в русском и славянском отделении музеев, одновременно с 1873 г. заведовал Чертковской городской библиотекой в Москве. С 1883 г. являлся хранителем, затем библиотекарем Дашковского этнографического музея. В 1885 г. получил чин статского советника, в 1890 г. вышел в отставку. Е.В. Барсов состоял членом многих русских научных обществ: ОИДР, Общества любителей русской словесности, Московского археологического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, ОЛДП, а также почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии и Череповецкого историко-археологического музея. В 1881–1907 гг. являлся членом правления ОИДР и редактором «Чтений ОИДР», в 1907 г. был избран почётным членом ОИДР. Е.В. Барсову принадлежит около 120 научных работ, посвящённых преимущественно истории древнерусской литературы, народного творчества и русского старообрядчества. Взгляды учёного на отечественную историю и культуру сложились под воздействием идей позднего славянофильства. Его обширная монография «Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси» (М., 1887–1889. 3 т.) посвящена, главным образом, опровержению сомнений в древности «Слова» и выяснению его связи с народным творчеством. В числе других крупных работ Е.В. Барсова исследователи называют «Пётр Великий в народных преданиях Северного края» (М., 1872), «Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси» (М., 1883), «Акир Премудрый во вновь открытом сербском списке XVI в.» (М., 1887), «Из истории колонизации и культуры Ростовского края» (М., 1902).

 



 
PR-CY.ru