БРОСС Шарль де

БРОСС Шарль де (1709–1777 гг.) – французский историк и лингвист, выдающийся деятель эпохи Просвещения, автор сочинений «Письма о состоянии города Геркуланума», «История навигаций в Южные земли», «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии», «Трактат о механическом образовании языков и физических принципах этимологии». Родился в Дижоне (Бургундия) в семье крупных землевладельцев, окончил иезуитский коллеж и факультет права Дижонского университета, изучал право и историю, в 1739 г. совершил путешествие в Италию, был советником (с 1730 г.) и президентом (с 1741 г. и до самой смерти) Дижонского парламента. Участвовал в «Энциклопедии» Дени Дидро (1713–1784 гг.), испытал влияние Джона Локка (1632–1704 гг.) и Дэвида Юма (1711–1776 гг.). Конец жизни де Бросса был отравлен ссорой с Вольтером (1694–1778 гг.), начавшейся из-за ничтожного повода, в которой обе стороны участвовали с ожесточением, и которая помешала де Броссу попасть в члены Французской академии. Шарль де Бросс является одним из основоположников теории фетишизма в изучении религии. В сочинении, посвящённом римскому историку Гаю Саллюстию Криспу (86–35 гг. до н.э.), он описывал древнегреческую и древнеримскую религии (1754 г.). Крупнейшая работа де Бросса – «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии» (1760 г.). В ней он утверждал, что в основе религии лежит эмоциональность, наиболее выраженная в первобытном фетишизме. Подталкиваемый страхом и предполагаемым существованием невидимых сил, фетишист объединяет противоположное: присоединяет невидимую силу к видимому объекту, не различая в своём эмоциональном состоянии материальный предмет и ту духовную силу, существование которой он сам предположил. Де Бросс указывал на значительное распространение у древних народов и ряда современных племён культа поклонения животным или неодушевленным существам: «Истоки этого культа идут от того времени, когда люди были совершенными дикарями, погрязшими в невежестве и варварстве. За исключением избранного народа, все народы были в таком состоянии». Исходя из этого тезиса, учёный предлагает классифицировать религии по двум типам культов фетишей: «Известно, что среди наиболее древних народов мира одни, совершенно дикие и грубые, погрязли во власти суеверной тупости и чтут эти странные земные божества, в то время как другие, менее безрассудные, почитают солнце и звёзды». Де Бросс выдвигает важный тезис об историческом характере «религии фетишизма». Являясь одной из древнейших форм развития религии в целом, фетишизм становился в дальнейшем её неотъемлемой частью. Рудименты фетишистских воззрений, по мнению историка, могут быть обнаружены при изучении мифологии соответствующей религиозной традиции и иного культурного материала. В труде «Трактат о механическом образовании языков и физических принципах этимологии» (1765 г.) де Бросс отмечал историческое развитие сознания, состоящее в переходе от чувственного восприятия предметов к отвлечённому мышлению, предполагая в связи с этим и историческое развитие представления о Боге. Особенности исторической атмосферы XVIII в. и представлений о развитии научной мысли привели к определённой ограниченности взглядов де Бросса, который исключил, например, стадию фетишизма из развития иудаизма и христианства. Его вкладом в развитие религиоведения и других гуманитарных наук является дальнейшая разработка и углубление исторического и компаративистского (сравнительного) методов исследования. Согласно историческому подходу, религия рассматривается как изменяющийся (в отдельных аспектах) во времени феномен, обладающий определёнными закономерностями развития, объединяющими его с другими религиозными традициями. Сравнительный подход позволил де Броссу выявить общие черты в распространении фетишистских воззрений у древних и современных народов и обнаружить специфические этнокультурные отличия. Немецкий историк религии Христофор Майнерс (1747–1810 гг.) экстраполировал концепцию фетишизма де Бросса на все древние религии. На сегодняшний день работы Шарля де Бросса имеют в основном историографическое значение. Соч.: Рассуждение о механическом составе языков и физических началах этимологии. СПб., 1821–1822. Ч. 1, 2.

 
PR-CY.ru