Словарь по христианству Б БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – более или менее целостная система идей и представлений личности о мире, о её месте в нём, о ценностях, смысле и целях жизни и деятельности, об отношении к смерти, о взаимодействии с другими людьми и обществом в целом и т.д., построенная на посылках и принципах, в которых отсутствуют религиозные основания, аргументы и выводы. Истоки безрелигиозного мировоззрения ряд исследователей склонны усматривать в том периоде антропогенеза и превращения стада человекообразных обезьян в первобытную орду, когда орудийная деятельность стала основным способом выживания древнейших людей, а религия ещё не сложилась. Однако в этот период, по-видимому, отсутствовали как представления о месте человека в мире, так и самостоятельная система логической аргументации. Формирующиеся идеи были включены в повседневную жизнедеятельность, носили преимущественно духовно-практический характер и не сложились в особую, относительно самостоятельную сферу духовной жизни. Первые в истории законченные варианты безрелигиозного мировоззрения связаны с атеистической тенденцией в древней философии Востока, Греции и Рима (классические примеры – Эпикур и Лукреций Кар). В дальнейшем данная тенденция обосновывалась естественнонаучными и историческими аргументами, критикой «священных книг» (научной критикой Библии и исследованиями иудаизма и христианства). Сторонники безрелигиозного мировоззрения имплицитно опираются, как правило, на атеистическую традицию, но при этом обходят вопрос о существовании Бога, сверхъестественных сил, религиозно-сакральных явлений, событий и процессов. Другой предпосылкой безрелигиозного мировоззрения является доминирование у личности прагматической ориентации сознания, её идиосинкразия к «вечным» вопросам и «мировым загадкам». Следствием подобной ориентации является известная «приземлённость» интересов. Сакрализационные процессы также способствуют формированию навыков обсуждения и разрешения многих ключевых мировоззренческих вопросов («начало» и «конец» мира, смысл земной жизни и т.д.) без привлечения религиозных идей и положений (сотворение, первородный грех, Страшный суд и т.д.). Безрелигиозное мировоззрение способствует преодолению гипертрофии непосредственно эмоциональной стороны в жизни человека, экзальтированного поведения на основе фантастических представлений, принимаемых за образ «Высшей», Божественной реальности. В то же время, если в безрелигиозном мировоззрении отсутствуют обоснованные нравственно-этические и философско-материалистические ценности и принципы, оно испытывает значительные трудности в освоении истории и современных ценностей мировой культуры, ведёт к «одномерности личности» (Герберт Маркузе). На позициях безрелигиозного мировоззрения стоит треть современного человечества. Если учитывать политический, культурный и научный потенциал этой трети, то она составляет качественное большинство современного населения земли. Религиозное мировоззрение не только объединило, но и разъединило верующих по враждующих между собой религиях, церквах, сектах и культах. Вражда между религиозными группами верующих и преследования за те или иные религиозные убеждения превратились в угрожающий фактор жизни отдельных людей, страны, всего международного сообщества. Сейчас проблемы религии невозможно решить в рамках (или на пользу) одной религии или страны. В современных условиях они эффективно решаются только в глобальном масштабе. В 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций, инициатором и одним из основателей которой выступил СССР. Опять-таки по инициативе СССР при ООН был создан Комитет по гуманитарным правам и свободам, который возглавила вдова президента Франклина Рузвельта (1882–1945 гг.) – Элеонора Рузвельт (1884–1962 гг.). Но работой Комитета фактически руководил министр иностранных дел Украины Дмитрий Захарович Мануильский (1883–1959 гг.). Комитет Рузвельта-Мануильского выработал проект «Всеобщей декларации прав человека», который был 10 декабря 1948 г. единогласно принят Генеральной Ассамблеей ООН. В развитие, по сути, марксистских принципов свободы совести в статьях 18, 19, 26 и 29 этой «Декларации» зафиксированы основоположные права человека в области его духовной жизни. В последующих решениях ООН и на Всемирных и Региональных совещаниях представителей разных континентов и стран положения «Декларации» ООН 1948 г. содержание гуманитарных прав и свобод человека нашли своё дальнейшее развитие и уточнение в формулировках. Значительное место в этих документах отведено правам и свободам человека в области мировоззрения и религии. См. также Атеизм. Секуляризация.

 
PR-CY.ru