Словарь по христианству Б БУРСА

БУРСА

БУРСА (первоначальное значение – карман, кошелёк) – слово, означающее в Средние века общую кассу какого-либо союза или учреждения, например, монастыря, братства и т.п.; затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Раньше всего такие общежития возникли во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием. Причём жившие тут вместе студенты (называвшиеся «Bursarii» или «Bursiati») находились под строгим надзором, не смели выходить без разрешения, должны были одеваться согласно предписаниям и т.п. Этот институт был распространён и в других странах, очень часто имея характер только частного предприятия. Во Франции до сих пор существует под этим названием («Bourse») много безвозмездных вакансий в пансионах при учебных заведениях или стипендий для учащихся. Средства на этот предмет даются государством, департаментами и общинами. Так, в 1888 г. французское правительство издержало на бурсы около 5 млн. франков, из которых 3 150 000 франков – на бурсы при средних учебных заведениях, лицеях и коллегиях, 924 000 – на бурсы при элементарных школах, остальные – на бурсы при высших учебных заведениях. В России под именем «бурса» известно было, прежде всего, специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII в., при киевском митрополите Петре Могиле (1596–1647 гг.), который преобразовал состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было большим (от 200 до 500). Однако положение питомцев, живших в бурсе (так называемых «бурсаков»), уже в конце XVII в. становится очень незавидным: жильё, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудными, и обычным средством для поддержания материального положения считался в конце XVII в. и в продолжение почти всего XVIII в. сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Для этого они ежегодно торжественно избирали из своей среды двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей. Этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т.п. заработать нужные средства. Во второй половине XVIII в. положение киевской бурсы начинает улучшаться: при митрополите Арсении (Могилянском; 1704–1770 гг.) она была переведена из деревянного строения в каменное; в 1786 г. сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещён (см. М. Булгаков. «История Киевской духовной академии». СПб., 1843 г.). От Киевской духовной академии название «бурса» перешло вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине XX в. состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приёмы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) – всё это делало значение бурсы того времени отрицательным. Картина нравов бурсы ярко очерчена в известных «Очерках бурсы» Николая Герасимовича Помяловского (1835–1863 гг.) (СПб., 1865; 2-е изд., 1874, а также «Полное собрание сочинений» Н.Г. Помяловского, СПб., 1865, 1868 и 1874), наделавших в свое время много шуму (см. «Отечественные Записки», 1862 г., кн. 11; «Духовный Вестник» 1863 г., № 4; «Время», 1862 г., кн. 9 и др.). Позже во внутреннем строе семинарских бурс произошли значительные изменения к лучшему.

 
PR-CY.ru